Рефлексия как этап современного урока
Белоусова Елена Александровна
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
«Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.
- Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.
«Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.
Слово «рефлексия» трактуется в словарях русского языка, как самоанализ и самооценка своей деятельности на занятии.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Цели применения рефлексии на уроке следующие
1. Приучение ребят к самоконтролю;
2. Развитие способности прорабатывать собственные ошибки;
3. Формирование осмысленного подхода к действительности;
4. Стимуляция критического мышления
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию может быть: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4)По функциям: физическая (успел - не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Виды рефлексии:
·Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
·Информационная (приобретение нового знания)
·Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
·Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
В конце урока учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. На этапе рефлексии целесообразно применение различных видов письма: эссе, ключевых слов, графической организация материала и.т.д. Учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Известно, что учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. Действенным механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Ещё одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на занятии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Мною приведены несколько видов рефлексии, которые найдены были из разных Интернет источников и использованы мной в конце урока.
1.Анкета
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал ….
2.Своей работой на уроке я ….
3.Урок для меня показался…
4.За урок я ….
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был….
7.Домашнее задание мне кажется…
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы
2.Три лица
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их понимаю учебного материала.
3.Рефлексивный экран
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
4.Саморефлексия работы в группе или паре
Над чем работали? Как спланировали работу? Уложились во времени или нет? Что нового узнали? Чему научились? Что получилось? Что не получилось? Над чем нужно работать?
5. Цветок познания
В начале урока учащимся раздаются бумажные лепестки: красные и голубые. На доске изображена сердцевина. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, и научились этому, то прикрепите к сердцевине красный лепесток, если не понравился – голубой”.
6. «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.