Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение инновационных технологий
на уроках математики для развития творческой
инициативы, мотивации учащихся

Чернышева Ольга Васильевна 
В современном обществе происходят стремительные преобразования, которые, в свою очередь, требуют сегодня от человека способности быстро адаптироваться к новым условиям. Ускорение в сфере информатизации негативно сказывается на отношении определенных учащихся к обучению в школе. Часть ребят считают вообще зазорным учиться, другая, наоборот, хочет быть успешной, но не хочет прикладывать к этому никаких усилий, а часть ребят хотят быть успешными и идут к этой цели, прикладывая все свои силы.
Появилась новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и использовать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники обязаны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, которые помогут им уверенно чувствовать себя в современном, достаточно высокотехнологичном, конкурентном мире. В соответствии с этим специальную актуальность приобрела проблема освоения, во время обучения, не только лишь системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их применению и приобретению .
Как вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать его на протяжении всего урока, для того, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как красочнее и доступнее, чем в учебнике, сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где основное действующее лицо ученик. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и применение их в своей практике. Я регулярно ищу пути увеличения эффективности обучения, использую различные способы передачи знаний, нестандартные формы влияния на личность, которые способны заинтересовать учащихся, мотивировать и стимулировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные преобразования в систему образования: до этого ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который, в свою очередь, соответствует его способностям.
На своих занятиях я использую разные технологии: проблемное обучение, проектный метод, игровые технологии, тестовые технологии, ИКТ технологии.
Проектную деятельность я начинаю уже с первого класса. В 1-3 классе учащиеся с увлечением составляют кроссворды, математические ребусы, придумывают свои задачи. Подобные задания с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые, в свою очередь, с трудом одолевают математику. Таким образом, они усваивают математические термины, учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Четвероклассники готовят учебные проекты по темам «Именованные числа», «Проценты в нашей жизни». Проектная деятельность учит ребят работе с достаточно большим объёмом информации, постановке проблемы, анализу изучаемого материала, его систематизации, целей своей деятельности. Использование метода проектов даёт возможность развития и формирования познавательной и исследовательской компетентностей учащихся, необходимых современному выпускнику .
Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства рационального и эмоционального в обучении. Я использую их на различных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», во время закрепления изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это нацелено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование некоторых навыков и умений, которые необходимы в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Использование методов, которые основаны на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, помогает мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке формирую при помощи активизирующих вопросов, действий, подчеркивающих новизну. Таким образом, проблемное обучение помогает направлять учащихся на приобретение умений, знаний и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие творческих и познавательных способностей.
В настоящее время информационно–коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Основным преимуществом этих технологий является наглядность в силу того, что достаточно большая доля информации усваивается при помощи зрительной памяти, и влияние на неё важно в обучении. ИКТ использую на уроках, используя обучающие и образовательные программы, формируя к урокам презентации, используя мультимедийное оборудование для показа видео по разным темам разделов курса математики.
Использование ИКТ на уроках математики мне помогает: сделать процесс обучения более ярким, интересным, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решить проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более доступным и понятным для учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий помогает равномерно, в процессе урока, распределять разные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время для подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение контрольных и самостоятельных работ, нормативно использовать ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Применение инновационных технологий позволяет научить учащихся активным способам получения новых знаний, сформировать комфортные условия для их обучения. Каждый год мои ученики принимают активное участие в лицейских, муниципальных,  международных и российских дистанционных олимпиадах по математике, где являются призёрами и победителями. У учащихся со слабой мотивацией возник интерес к математике.
В преподавании математики компьютер способен быть использован на всех этапах урока – во время объяснения нового материала, закрепления, повторения и контроля. Остановлюсь на некоторых из них.
Объяснение нового материала.
На этом этапе урока в наибольшей степени эффективным является учебный тип деятельности. Влияние учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его убедительным, ярким, благоприятствует лучшему его запоминанию и усвоению.
Во время изучения новой темы можно проводить урок с помощью компьютерных презентаций, помогающих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором, в свою очередь, дана тема урока и план изучения темы, составленный совместно с учащимися. Потом идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, а затем решают в тетрадях более сложные задания. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного материала с демонстрацией слайд-шоу помогает концентрировать визуальное внимание учащихся на специально значимых моментах учебного материала.
Решение текстовых задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются разные программы, целью которых, в свою очередь, является обучение учащихся решению задач, в силу того, что задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи разного уровня сложности, а также алгоритмы, подсказки и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в количественном, так и в общем видах, причём, в последнем случае, учащийся вводит формулы в компьютер с помощью клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.
Контроль знаний.
Во время контроля используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые, в свою очередь, условно можно назвать «напиши правильный ответ» и «выбери ответ из предлагаемых вариантов».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста в силу того, что не требует от учащихся специальных навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно просто нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных .
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» подразумевает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа совершается его набором и требует хорошего знания клавиатуры, включая «переключения на английский язык» и способности набирать формулы при помощи особых программ.
Помимо этого, используя компьютерные технологии, можно сформировать разные демонстрационные и обучающие модели, программы, игры. Подобные эффективные разработки создают позитивное отношение учащихся к учению, подразумевают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Компьютер на уроке является средством, которое помогает учащимся познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, благоприятствует развитию самостоятельности. Учащийся способен наблюдать на экране, что получается после совершения определенной операции, как меняется значение выражения, когда меняется определенный параметр.
Пока еще не большой опыт работы показывает, что применение компьютерных технологий в обучении математике помогает дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие умения, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев В.И., Демидов А.Н., Малышев Н.Г и др. Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов. –М. 2004.
  2. Воронин Ю.А. Аудиовизуальные и технические средства обучения: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.
  3. Кождаспирова К.В., Петров Технические средства обучения и методика их применения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательных учреждений: Учебное пособие. - М. Федерация интернет-обр., 2002.
  5. Новиков Ю. и др. Сети, Компьютеры, Интернет, Энциклопедия. - СПб.: Питер, 2002.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»