Важность осмысленного чтения в начальной школе
Красова Алина Николаевна
Одна из важных задач начального образования - научить детей правильному, беглому, осознанному чтению. Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают учистие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.В современном мире необходимо умение преобразовывать информацию,полученную из разных источников, представленную в разных формах, а начинать учить этому детей нужно в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения, понимания информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного. В последние годы появилась тенденция предпочтения электронных источников информации. эта зависимоть приводит к утрачиванию спобобностей ребёнка концентрироваться на каком-либо занятии. Дети привыкли получать внешнюю стимуляцию с экрана, спытывают трудности в восприятии услышанного. Не могут связывать слова в предложения, не развивается умение понимать смысл прочитанного.
Проводились исследования, которые показали неразрывную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения на бумажногм носителе. То есть, если учащиеся показывают высокий уровень грамотности, читая книгу, то они показывают аналогичный результат, читая электронные источники информации. Книга играет важную роль в жизни человека, а чтение - это главное умение, без которого невозможно постичь окружающий мир. Есть дети, которые читают с удовольствием, а есть те, котороые не любят читать. Так, с возрастом, мозг ребенка привыкает без труда получать информацию, отказываясь сомостоятельно извлекать ее из текстов, поэтому крайне плохо развивается текстовое мышление. Из-за этого дети с трудом разбираются в написанном, плохо запоминают тексты и мало читают. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма, обогощает словарный запас, развивает память и воображение, учит сопереживать, обеспечивает успешность в обучении и развитии интеллекта.
Желание читать должно формироваться в семье с раннего возраста. От того, что и как часто родители читают своим детям, зависит интерес ребенка к книгам и в целом к чтению. Когда в доме много книг, ребенок обязательно будет ими интересоваться. Даже еще не умея читать, будет рассматривать картинки, тем самым познавать окружающий мир и испытывать желание самому побыстрее научиться читать. Задачей педагогов и родителей является обеспечение доброжелательной, комфортной обстановки дома и в классе. Существует множество приемов и способов обучения детей смысловому чтению. Часто учитель использует план рассказа, чтение по ролям, предварительную беседу, иллюстрационный материал, пересказ и многие другие.
Уже с первого класса начинается обучение детей чтению, осознанному восприятию и пониманию текста, умению отличать текст от набора предложений, смысловых частей (начало текста, основная часть и заключение), способность подбирать загаловок. вместе с учителем составлять краткий план. Во втором классе дети учатся пересказывать, характеризовать героев, подбирать синонимы и антонимы. опорные слова, продолжают учиться составлять план. в третьем и четвертом классах самостоятельно выделяют главную мысль, отвечают на поставленные вопросы по тексту, сравнивают тексты разных стилей.
Способность к пониманию прочитанного развивается у детей постепенно, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления. Основные методики работы над формированием осмысленного чтения были разработаны К.Д.Ушинским. Он подчеркивал,что "недостаточно, чтобы дети поняли произведение,а надобно, чтобы они его прочувствовали". Он говорил о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Обучение и воспитание ребенка должно проходить с учетом его личностных особенностей. Важным педагогическим условием для эффективного обучения детей смысловому чтению является игровая форма проведения уроков, взаимодействие семьи и школы, профессионализм и личный пример учителя.
"Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних успехах разума" - Н.Карамзин