Адаптация ребенка к школе
Рассохина Оксана Сергеевна
В первые дни пребывания в школе дети часто меняют привычное для них поведение. Могут быть чрезмерно возбуждёнными, шумными, капризными, крикливыми, проявляют агрессию, дерзят. Или наоборот, становятся заторможенными, робкими, скованными, испытывают чувство страха, не желают идти в школу. При малейшей неудаче могут заплакать. В период адаптации у некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к книжкам и игрушкам для маленьки, что является определенным защитным механизмом.Первоклассник переживает в период адаптации эмоциональный дискомфорт, находится в той или иной степени внутренней напряженности. У всех детей, как правило, высокий фон нервного, психического и физического напряжения.
Адаптационный синдром длится у младших школьников 5 – 6 недель .Наиболее сложными для процесса адаптации являются первые четыре недели. У большинства детей процесс адаптации протекает достаточно спокойно. Но есть группы детей, которые могут испытывать трудности в процессе адаптации в течение первого года обучения, а отдельные – испытывать устойчивую дезадаптацию во время всего обучения в начальной школе.
Придя в школу, ребенок вынужден существовать в непривычных для него условиях. В течении определенного времени пребывать в ограниченном, замкнутом пространстве. Длительное время сидеть за партой в одной и той же позе. Находиться в одном помещении с большим количеством ( 35 – 40 человек) одноклассников. Ребенок испытывает воздействия новых, непривычных запахов, шумов. Происходят изменения в режиме сна, отдыха, бодрствования, системе питания. Индивидуальные особенности ребенка ( слабое зрение, недостаточный слух, избыточный вес и т.д.) должны также придти в соответствие с внешним воздействием.
Физиологическая адаптация связана с перестройкой систем организма, которая обеспечивает целесообразное приспособление к новым условиям существования.
В силу особенностей строения нервной системы одни дети без труда переключаются с одного вида деятельности на другой, они мгновенно включаются в работу, могут при необходимости сдерживать свои порывы и желания, работают в одном ритме с большинством одноклассников, проявляют устойчивую работоспособность в течение длительного периода времени. При отсутствии вышесказанного ребенок постоянно будет испытывать дискомфорт.
Большое значение для ребенка в процессе школьного обучения имеет то, как он осваивает предметы школьного содержания. В частности, чтение и письмо. Неудачи в их овладении могут привести к тому, что у ребенка может быть затруднен процесс адаптации, в основе которого лежит физиологический фактор – зрелость центральной нервной системы, развитие мелкой моторики руки и зрительно двигательных координаций.
Немаловажное значение в процессе физиологической адаптации ребенка к школе имеет состояние здоровья. Дети, имеющие хронические заболевания, нуждаются в щадящем режиме. Дети с ОВЗ сопровождение тьюттеров.
Учитель начальных классов должен учитывать состояние здоровья первоклассников для того, чтобы оптимально организовать их существование в классе.
Правильное размещение ребенка в пространстве класса может снять многие проблемы. Ослабленное зрение, слух, очень низкий или высокий рост, чрезмерная тучность, легочные и другие заболевания, гиперактивность – обо всём этом должен знать учитель с тем, чтобы он мог подобрать оптимальный пространственный вариант.
Для улучшения состояния здоровья важна физическая активность ребенка. Этому способствуют занятия в спортивных секциях, кружках.
С началом школьного обучения возрастают требования к режиму дня ребенка. Нужно найти оптимальное соотношение учебы и отдыха. Времени пребывания на свежем воздухе и в закрытом помещении. Регулярности полноценного питания.
Чаще всего родители знают, как их ребенок чувствует себя в школе. Однако взрослые, как правило, ориентируются на мнение своего ребенка, который не вышел ещё из того возраста, когда желаемое выдается за действительное. Ребенок может хвастаться, что у него много друзей в классе, что он сам что-то организовал, что в школе ему хорошо. В то же время перед выходом в школу у него часто возникают головные боли или начинает болеть живот. Такое поведение – первый признак неблагополучия. Требующий реакции со стороны родителей. Прежде всего, следует провести анализ реальности соответствия своих требований к ребенку и его возможностей. Начало обучения в школе – это активный период формирования первоначального уровня притязаний в учебной деятельности.