Учимся читать... Динамическое чтение
Мордвинкова Анна Викторовна
Надо, чтобы человек на деле пользовался умением читать и писать...
Надо добиться, чтобы умение читать, писать служило повышению культуры...
Надо добиться, чтобы умение читать, писать служило повышению культуры...
Владимир Ильич Ленин
И здесь на помощь приходит динамическое чтение. Под динамическим чтением мы понимаем целенаправленное, высокопродуктивное, активное, гибкое и развивающееся чтение. За каждым текстом стоит реальный мир человека, мир его знаний, эмоций, взаимоотношений, мир многообразной жизни. Мы познаём и переживаем этот мир посредством чтения.
Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание. Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Осмысление содержания текста возможно только на базе запаса определённых знаний при умении воспринимать значения употребляемых слов и текста в целом. Результатом этого является понимание и запоминание прочитанного.
Научиться мыслить в процессе чтения - важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий. Мы-то читаем не ради чтения. Вдумайтесь в слово “смысл”. “ Мысл”- корень, “с”-приставка, а вместе их можно и наверное нужно понимать как сопричастность к мыслям автора, сопереживание, содействие, смыкание, соединение, объединение наших знаний со знаниямидругих.
Выявить смысл того или иного текста, уяснить его смысловую насыщенность - значит, усвоить мысли другого, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. И здесь от читателя требуется не только активность. Наряду с этим он должен уметь анализировать, синтезировать, конкретизировать и обобщать прочитанное, обладать способностью абстрагирования и т.д. Это даст ему возможность выявить логико - семантическую структуру текста, позволит перейти от “текста в себе” к “смыслу для себя”.
Осмысление текста подчиняется определенным правилам, закономерностям, законам. Знание их и умение применять на практике способствует рациональной организации умственного труда при чтении, повышению эффективности познания. Находить оптимальные пути к смыслу в лабиринтах текста, свертывать информацию до минимальных размеров, “вытапливать воск, но сохранять мёд” - этому надо специально учиться!
Читай не так, как пономарь, я с чувством, с толком, с расстановкой! Н. К. Крупская писала, что первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая -продумать прочитанное, третья -сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвёртая -дать себе отчёт, чему новому научила тебя прочитанная книга.
Чтение и обсуждение прочитанного-естественная потребность людей. При этом бывает так, что разные читатели, одинаково усваивая какую-то часть текста, другую его часть воспринимают по-разному. Рисунки с двойным изображением хорошо демонстрируют избирательность восприятия. (См. файл ).То же самое происходит и при чтении: что-то мы воспринимаем, а что-то проходит мимо нашего внимания Однако, то ли мы воспринимаем, что надо?
Многое в чтении - выбор текстов, их осмысление, запоминание, оценка - зависит от установок. Под установкой понимается готовность физических и психических сил человека действовать определённым образом, исходя из конкретной ситуации, и воспринимать информацию. В жизни человека установки играют существенную роль.
От характера установок зависит эффективность читательской деятельности в целом и каждого её этапа. Каждый читатель должен сформировать в себе установку на активное чтение.
Главное в чтении - научиться мыслить! Помогут в этом алгоритмы, но овладеть ими можно лишь следуя пословице: "Чтобы стать кузнецом, надо ковать!" Только тогда алгоритмы станут путеводной нитью в лабиринтах текста - программой умственных действий и операций. Алгоритмы чтения позволяют экономить силы и время, помогают лучше и быстрее усваивать знания, дольше их сохранять.
Глаза и движение глаз при чтении - это не только свойства нашего зрительного аппарата. Они самым непосредственным образом связаны с мыслительной деятельностью при чтении, с опознанием графических образов слов и соотнесением их с грамматическими и смысловыми значениями в отдельных предложениях, абзацах и целом тексте.
Можно ли управлять движениями глаз? За счёт чего и как это сделать? От расположения взглядов по строке зависит скорость чтения. Таким образом, возникает задача - упорядочить движение глаз в процессе чтения. При обучении динамическому чтению используются упражнения, направленные на ускорение зрительного восприятия, развитие внимания, памяти, способности осмысливать информацию. Тренировать зрительное восприятие надо, но не в ущерб смысловому. Зрительное и смысловое восприятия -это две стороны одной медали. Поэтому выделяется система упражнений, направленная на совершенствование зрительного восприятия, на упорядочение движения глаз в процессе чтения. К таким упражнениям относятся задания: вставить слово, составить пословицу, подобрать антоним, выбрать ключевые слова абзаца, запомнить слова, читать на скорость, работать с числовыми и буквенными таблицами и т.д.