Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учимся читать... Динамическое чтение

Мордвинкова Анна Викторовна
 
Надо, чтобы человек на деле пользовался умением читать и писать...
Надо добиться, чтобы умение читать, писать служило повышению культуры...
                                                                                                                                                                  Владимир Ильич Ленин
 
      И здесь на помощь приходит динамическое чтение.  Под динамическим чтением мы понимаем целенаправленное, высокопродуктивное, активное, гибкое и развивающееся чтение. За каждым  текстом стоит реальный мир человека, мир его знаний, эмоций, взаимоотношений, мир многообразной жизни.  Мы познаём и переживаем этот мир посредством чтения.
      Чтение текста включает восприятие, понимание и запоминание.  Все эти процессы взаимосвязаны. Если один из них выполняется некачественно, некачественным будет и чтение в целом. Осмысление содержания текста  возможно только  на базе запаса определённых знаний при умении воспринимать значения употребляемых слов и текста  в целом. Результатом этого является понимание и запоминание прочитанного. 
     Научиться мыслить в процессе чтения - важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без лишних затрат времени, физических и психических усилий.  Мы-то  читаем не ради  чтения.  Вдумайтесь в слово “смысл”. “ Мысл”-  корень, “с”-приставка,  а вместе  их можно  и наверное нужно  понимать как сопричастность   к мыслям  автора, сопереживание,  содействие, смыкание, соединение, объединение наших знаний  со знаниямидругих.
     Выявить смысл того или иного текста, уяснить его смысловую насыщенность - значит, усвоить мысли другого, обогатив  их своим жизненным опытом и знаниями.  И  здесь от читателя требуется не только активность. Наряду с этим  он должен уметь анализировать, синтезировать, конкретизировать и обобщать прочитанное, обладать способностью абстрагирования и  т.д.  Это даст ему возможность выявить логико - семантическую структуру текста, позволит перейти  от “текста в себе” к “смыслу для себя”.
  Осмысление текста подчиняется определенным правилам, закономерностям, законам. Знание их и умение применять  на практике способствует рациональной организации умственного труда при чтении, повышению эффективности познания.       Находить оптимальные пути к смыслу в лабиринтах текста, свертывать информацию до минимальных размеров, “вытапливать воск, но сохранять мёд” - этому надо специально учиться!
   Читай не так, как пономарь, я с чувством, с толком, с расстановкой! Н. К. Крупская писала, что первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая -продумать прочитанное, третья -сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвёртая -дать себе отчёт, чему новому научила тебя прочитанная книга.
    Чтение и обсуждение прочитанного-естественная потребность  людей.    При этом бывает так, что разные читатели, одинаково усваивая какую-то часть текста, другую его часть воспринимают по-разному. Рисунки с двойным изображением хорошо демонстрируют избирательность восприятия. (См. файл ).То же самое происходит и при чтении: что-то мы воспринимаем, а что-то проходит мимо нашего внимания Однако, то ли мы воспринимаем, что надо?
     Многое в чтении - выбор текстов, их осмысление, запоминание, оценка - зависит от установок. Под установкой понимается готовность физических и психических сил человека действовать определённым образом, исходя из конкретной ситуации, и воспринимать информацию. В жизни человека установки играют существенную роль. 
От характера установок  зависит эффективность читательской деятельности в целом и каждого её этапа. Каждый читатель должен сформировать в себе установку на активное чтение.
     Главное в чтении - научиться мыслить! Помогут  в этом алгоритмы, но овладеть ими можно лишь следуя пословице: "Чтобы стать кузнецом, надо ковать!" Только тогда алгоритмы станут путеводной нитью в лабиринтах текста -  программой умственных действий и операций. Алгоритмы чтения позволяют экономить силы и время, помогают лучше и быстрее усваивать знания, дольше их сохранять. 
      Глаза и движение глаз при чтении - это не только  свойства нашего зрительного аппарата. Они самым непосредственным образом связаны с мыслительной деятельностью при чтении, с опознанием графических образов слов и соотнесением их с грамматическими и смысловыми значениями в отдельных предложениях, абзацах и целом тексте.
   Можно ли управлять движениями глаз? За счёт чего и как это сделать? От расположения взглядов по строке зависит скорость чтения.  Таким образом, возникает задача - упорядочить движение глаз в процессе чтения.  При обучении динамическому чтению используются упражнения, направленные на ускорение зрительного восприятия, развитие внимания, памяти, способности осмысливать информацию. Тренировать зрительное восприятие надо, но не в ущерб смысловому.  Зрительное и смысловое восприятия -это две стороны одной медали. Поэтому выделяется система упражнений,  направленная на совершенствование зрительного восприятия, на упорядочение движения глаз в процессе чтения. К таким упражнениям относятся задания: вставить слово, составить пословицу, подобрать антоним, выбрать ключевые слова абзаца, запомнить слова, читать на скорость, работать с числовыми и буквенными таблицами и т.д.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»