Школьная дезадаптация
Гринько Алена Игоревна
"Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984).
Школьная дезадаптация возможна как у проблемных детей, так и у психически здоровых. Новый коллектив, возможно даже первый, большая нагрузка, плохая мотивация к учебной деятельности. В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития ребенка.
К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка относят следующие:
Øнесоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, особенностям физически и психически ослабленных детей;
Øнесоответствие этим особенностям темпа учебной работы в классе;
Øпреобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
Øневозможность ребенка оправдать ожидания родителей и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.
Хотя проявления школьной дезадаптация на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.
С моей точки зрения, учителя должны реально оценивать ситуацию в классе и способствовать смягчению периода школьной дезадаптации. Главное найти грамотный подход к каждому ученику и ни в коем случае не наказывать его за то, что он не может приспособиться к новой жизни.