Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Десять заповедей

Титова Елена Геннадьевна
Цель урока - 
—формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на 10 Заповедей Закона Божия
Задачи урока: Создание условий для:
—изучения и осмысления заповедей Закона Божия;
—формирования позитивного восприятия мира;
—расширения кругозора, развития речи, живого образного мышления, самостоятельных суждений учащегося;
—нравственного, морального и патриотического воспитания учащихся.
Ожидаемые результаты:
—Личностные:
- формирование православных ценностных ориентаций;
- понимание смысла заповедей как ступени к совершенствованию себя и взаимоотношений в обществе.
—Метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения;
- развитие умения получать новую информацию для жизни, т.е. осуществление поисковой деятельности, формулирование выводов для подтверждения выдвинутой гипотезы.
—Предметные:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;
- понимание важнейших правил отношений между людьми;
- совершенствование устной и письменной речи.
Формирование УУД:
—Логические познавательные. Установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений. Структурирование доказательств своего мнения, анализ, синтез, аналогия.
—Общеучебные познавательные. Поиск и выделение необходимой информации, пополнение словарного запаса, осознанное построение речевых высказываний.
—Коммуникативные. Умение слушать и слышать, вступать в диалог.
—Личностные (нравственно-этическое оценивание). Соотношение поступков и событий с моральными нормами.
—Регулятивные (контроль, оценка). 
Ход урока:
 
1 этап урока – организационный
Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Все ли готовы к уроку? Проверим готовность, внимание.
“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”
Приветствие учащимися учителя.
Организуют свое рабочее место.
Учащиеся проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
 
2 этап урока – проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы говорили о совести и раскаянии. Вы должны были ответить на вопрос: «Почему покаяние называют лекарством для души?», написать небольшое сочинение.
Желающие учащиеся зачитывают свои творческие работы.
Вывод: раскаяние успокаивает человека, обновляет его душу.
 
3 этап урока – этап усвоения новых знаний
На уроке рассмотрим содержание ветхозаветных Десяти заповедей.
Узнаем.
Что такое заповеди? 
Откуда появились эти заповеди у людей?
Кто их дал людям?
Сколько всего заповедей?
 
Словарная работа.  
 В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается значение слова заповеди:
1. Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей.
2. Переносное значение. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь.
 
Заповеди, ребята, не рождены людьми, это не афоризмы человеческой мудрости. Заповеди – это Священное Откровение. Господь открыл народу Своему, что есть добро и правда. Что удивительно: не зная Заповеди – мы знаем их. Бог начертал их в нашем сердце. Заповеди нам даны Богом, чтобы по ним жить. Это такие правила, которые позволяют нам жить правильно, как велел Господь.
Десять заповедей были даны Моисею Богом на горе Синай (находится гора в современном Египте) и записаны на каменных плитах (скрижалях). Как это было прочтем в учебнике 2 – 3 абзац. Самостоятельное чтение текста в учебнике.
Знакомство с кратким содержанием Заповедей.
На столах у вас памятки с кратким содержанием Заповедей. Прочтите их внимательно.  
 
ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ
  1. Я Господь, Бог твой, и других богов нет.
  2. Не делай себе кумира (идола).
  3. Не произноси напрасно имени Божия.
  4. Помни день субботний и освящай его.
  5. Почитай твоих отца и мать.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не лги.
  10.  Не желай того, чем владеет другой.
 
Первые четыре заповеди посвящены Богу.
Первая Заповедь: «Я - Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня».
Бог есть. Он наш Небесный Отец.  Бог дает человеку жизнь, силу, помогает преодолеть трудности, победить зло. Учись жить с Богом в сердце.
 
Вторая Заповедь: «Не сотвори кумира».
Кумирами или идолами называют фигурки, скульптуры из дерева, камня, металла, которым поклоняются вместо Бога. Что для вас может стать кумиром? Это то, к чему вы привязываетесь всем сердцем, например игрушки, вещи, телефон, компьютер. Ради них вы забываете обо всем на свете. Дорожить ими нужно: не ломать, беречь, но помнить, что привязанность рождает жадность, дружба не должна зависеть от одежды. Для жизни больше всего нам нужен Бог, он выше всего земного.
 
Третья Заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
Ребята, есть внешняя обыденная жизнь, а есть душа, внутренний человек. Что важнее? Конечно, душа. Она бессмертна, но на земле она подчинена человеку, его воле. Душу надо воспитывать, учиться скромности, терпению, собранности, доброте. Законы духовной жизни начинаем понимать, когда молимся Богу, тогда произносим его имя, общаемся с ним. Нельзя употреблять имя Бога просто в разговоре, это невнимание, неуважение и отсутствие любви к Создателю.
 
Четвертая Заповедь: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято».
В этой заповеди говорится о седьмом дне, посвященном Господу Богу. Шесть дней люди делают свои дела, а на седьмой день идут в Храм для общения с Богом. В древнем календаре этим днем была суббота, а в нашем воскресенье.
 
Шесть Заповедей говорят о любви к ближнему.
Пятая Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою».
Почитать – значит любить, жалеть родителей, помогать им, слушаться.
На столах у вас лежит текст. У девочек и мальчиков он разный.
Девочки читают   притчу «Великодушная».
 
ПРИТЧА "ВЕЛИКОДУШНАЯ".
 В одной стране был обычай отрубать руки всякому, кого уличат в краже. Попался раз в этом знатный вельможа, царский любимец. Не мог царь отступить от старинного обычая и велел наказать преступника.
Но вот, накануне казни, является во дворец маленькая девочка, дочь этого вельможи, и просит со слезами допустить ее к царю. Царедворцы исполнили ее просьбу. Девочка упала на колени перед грозным владыкой. “Великий государь, — сказала она в страхе, — отец мой присужден остаться без рук. Так вот, отрубите мои руки”.
У царя были свои дети, и ему понравилось, что маленькая девочка так любит отца. “Пусть будет так, как ты просишь, — сказал царь. — Но ты можешь отказаться от казни, хоть бы и в самую последнюю минуту”.
На другой день девочку повели на двор казни. Среди двора стояла обрызганная кровью плаха, а возле — палач с мечом. Побледнела девочка, смутилась на минуту... но скоро овладела собой, подошла к плахе и протянула свои ручонки. Палач крепко привязал ее руки к плахе ремнями. Девочка не проронила ни слова. Палач поднял меч, а она закрыла глаза... Меч сверкнул и опустился, не задев и края пальцев. “Царь прощает отца твоего за любовь великую твою!” — объявил посланный от царя. Отворились двери тюрьмы: бежит к дочери отец, целует ее руки, слезами их обливает.
На другой день царь объявил народу указ об отмене на веки жестокого обычая. А на дворе казни, по царскому приказу, поставили столб с мраморной доской, и на нем золотыми буквами написали, как дочь готова была отдать свою жизнь за жизнь отца; и в конце прибавили такие слова: “Счастливы отцы, у которых такие дети».
 
Мальчики читают историю о Феде, который не слушался своих родителей.
 
 ЛАРИСА КОБЗЕВА «ПОСЛУШАНИЕ» 
Федя был непослушным мальчиком. Чтобы родители не говорили ему, он всегда пропускал это мимо ушей. Из-за того, что он не слушался родителей, с ним постоянно происходили разные неприятности: то он порезал палец, потому что без спроса взял острый кухонный нож.
   То он залез на крышу соседнего сарая и не смог оттуда слезть до тех пор, пока отец не снял его при помощи лестницы. Хотя родители строго на строго запрещали ему даже подходить к этому сараю. А однажды зимой он сильно простудился, так как возвращался домой из школы без шапки.
   Но все эти неприятности, к сожалению, ничему не научили мальчика. Он так и продолжал не слушаться родителей. Но вот однажды с ним произошёл один случай, который он запомнил на всю жизнь.
   Федя очень любил кататься на велосипеде. Каждый раз, когда мальчик шёл на улицу с велосипедом, родители напоминали ему, чтобы он ни в коем случае не выезжал на проезжую часть дороги, потому что это опасно для жизни, ведь его может сбить машина. Но Федя, забывая наказ родителей, всё-таки иногда выезжал на дорогу. Однажды, когда он в очередной раз, катаясь на велосипеде, выехал на проезжую часть, из-за поворота внезапно выехал грузовик, и Федя, не успев затормозить, врезался в переднее колесо грузовика. Он упал с велосипеда и сильно ударился об асфальт. Водитель машины, перепугавшись, выскочил из кабины и подбежал к мальчику. «Зачем ты выехал на проезжую часть? – спросил шофёр, – Разве родители не говорили тебе, что нельзя выезжать на дорогу?»
  Федя испуганно посмотрел на склонившегося над ним мужчину и дрожащим голосом произнёс: «Говорили».
   - Так, значит, ты не послушался их, – строго сказал водитель, – А ты знаешь, что не слушаться родителей – это очень плохо?
   Федя молча кивнул головой.
   - Знаешь и всё-таки не слушаешься, – серьёзно сказал мужчина. – Запомни, мальчик, всякое непослушание наказывается. Вот если бы ты слушался своих родителей, то с тобой не случилось бы сегодняшней аварии. Сегодня тебе посчастливилось отделаться лёгкими ушибами и царапинами. В следующий же раз будь мудрым и поступай так, как тебе говорят старшие, чтобы с тобой не случилось ещё, что-нибудь похуже.
   Закончив говорить, водитель помог Феде подняться, взял его велосипед и довёл мальчика до дома. После этого случая Федя, наконец-то, понял, к чему приводит непослушание. С тех пор он всегда старался слушаться родителей.
 
Чтение вслух текстов учащимися (каждый текст читает полностью сначала хорошо читающая девочка, затем мальчик)
Обсуждение.
Почему дочь так поступила?
Вывод: очень любила отца, по – настоящему.
 К чему привело непослушание Феди?
Вывод: он чуть не погиб под колесами автомобиля, своим непослушанием причинял боль родителям.
Пятая Заповедь гласит: «Чти отца и мать, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». Человек, который оскорбляет своих родителей, сокращает себе жизнь.
 
Хочу познакомить вас с седьмой Заповедью: «Не прелюбодействуй».
Это значит – не совершай действий против любви. Когда любишь по – настоящему, тогда другой человек для тебя важнее, чем ты сам. Нужно быть верным в семье, не обманывать друг друга.
Шестая Заповедь: не убивай.
Восьмая Заповедь: не кради.
Девятая Заповедь: не лги.
Десятая Заповедь: не завидуй.
Попробуем разобраться в содержании этих Заповедей. Работать будем в группах, у нас четыре группы. (Дети заранее перед уроком сидят за столами по группам).
Предлагаю вам небольшие сообщения из жизни детей. Проанализируем как они выполняют Заповеди.
Каждая группа получает текст с вопросами (4 группы)
Шестая Заповедь: не убивай.
Текст
В классе учился мальчик Рома. Мальчик умный, учился хорошо. Рома часто конфликтовал с одноклассниками. Причиной являлись злые и обидные слова, которыми обзывал детей. У него был друг Саша.  Всем, казалось, что Рома дорожил дружбой с Александром. Однажды на уроке физкультуры во время командной игры мальчики оказались в одной команде. Команда Ромы проиграла по вине Саши, он ошибся. Роман обозвал его «неуклюжим», «слабаком» и т. д. Говорил достаточно обидные слова. Тогда Саша сказал:
 «Почему ты меня ненавидишь?  Твои обзывания причиняют мне боль».
Как вы думаете: нарушил ли Роман Заповедь: не убивай?
Обсуждение.
Вывод: Роман нарушил Заповедь «Не убивай». Обзывание, сплетни наносят вред человеку. «Убить» можно ненавистью и злым словом.
Восьмая заповедь: не кради.
Текст.
Сергей часто брал без спроса чужие вещи: школьные принадлежности, игрушки. Случалось, забывал вернуть. Однажды, он взял ручку соседа по парте и положил себе в рюкзак. Ручка была особенная, папа привез мальчику ее из командировки. На второй день Сережа вернул ручку, но сломанную. Когда сосед справедливо стал возмущаться, Сергей обозвал его жадным и истеричным.
Оцените поступок Сергея. Как вы думаете: крал ли Сергей вещи? Можно без спроса брать чужое?
Обсуждение.
Вывод: чужое, взятое без спроса, является воровством.
Девятая Заповедь: не лги
 
 
Текст.
Ребята писали контрольный диктант. У Светы были проблемы с русским языком, но ее соседка училась отлично. Свете очень хотелось получить хорошую оценку, порадовать маму. Рядом отличница, у которой можно списать. Сначала Света сомневалась, не знала, как поступить, но мысли о хорошей оценке побороли ее совесть. Она списала работу у Оли и сдала тетрадь. Учительница похвалила Свету за хороший результат. Вот только Света почему - то была грустной.
Оцените поступок Светы.  Крадут ли те, кто не хочет трудиться и живет за счет труда других?
Как вы относитесь к списыванию? Является ли это ложью?
Обсуждение.
Вывод: никогда не ври в жизни, будь честным, правда сильнее лжи.
Десятая Заповедь: не завидуй.
Текст.
В школе проходил конкурс чтецов, посвященный году экологии. Нужно было выбрать одного чтеца. Класс вместе с учителем выбрали Лизу. Она очень хорошо читала стихотворение. Лиза успешно выступила, победила в номинации «Артистизм». Конечно, девочка радовалась, как и большинство ее одноклассников. Соня тоже готовила стихотворение, но ее не выбрали на конкурс. Она злилась, обвиняла Лизу в хвастовстве, пыталась испортить однокласснице настроение. Понятное дело: ей хотелось быть на месте Лизы. Соня завидовала Лизе.
Оцените поступок Сони. Правильно ли она поступила? К каким последствиям может привести зависть?
Обсуждение
Вывод: православный человек не может никому завидовать, не завидуйте, не раздражайтесь, не делайте зла,  
 
4 этап урока – этап закрепления нового материала
Десять заповедей даны нам Богом для того, чтобы мы, люди, строили свою жизнь разумно и справедливо.                                                                          
Заполни пропуск в тексте:                                  
Не убивай                                                                Заповеди об отношении                                                                                                                                                                                               
Не прелюбодействуй                                              к   ________________                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Не кради.                                                                                                                 
Не   лги.                                                                           
Не желай того, чем владеет другой.
Нужны ли современному человеку заповеди?
Нужны ли современному человеку заповеди?
Вывод:
 Заповеди современному человеку необходимы, потому что нравственные законы важны для любого времени.
Пусть каждый из вас старается жить по Заповедям. Постарайтесь не врать, не брать чужого, не завидовать, не причинять другим зла. Возможно, глядя на вас окружающие вас сверстники (одноклассники, друзья, братья. сестры) и даже взрослые будут вести себя правильно.   Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
5 этап урока - рефлексия
О каких заповедях узнали на уроке?
Какие заповеди вас заставили задуматься? Над чем?
Какое задание понравилось больше всего? Почему?
Что особенно запомнилось?
Оцените свою работу на уроке, используя один из кружков: зеленый, красный, желтый.
Домашнее задание: стр. 41, вопросы и задания.
1 этап – 2 минуты
2 этап – 5 минут
3 этап - 30 минут
4 этап – 5 минут
5 этап – 3 минуты
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»