Развитие нравственных качеств личности
средствами учебных предметов
Панакшева Екатерина Ивановна
В истории нашей страны на разных периодах ее развития всегда были свои воспитательные идеалы:Это и воспитание православного русского человека
Воспитание советского человека – строителя коммунизма.
Свободная в самоопределении и развитии личность
Сегодня в этом направлении назрели существенные проблемы.
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, телефон. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.
На формирование духовно-нравственной личности оказывают влияние различные социальные институты. Это средства массовой информации, образование, семья, религия, культура.
Исследования показали, что основным фактором, влияющим на развитие и формирование личности, является семья. Это 40 %, далее следуют СМИ – 30 %, 20 % принадлежит школе и 10 % — это влияние, оказываемое улицей.
Для достижения общей цели эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка, целенаправленное воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Важную роль в формировании нравственных представлений играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в учебниках литературного чтения, особенно в произведениях устного народного творчества.
Так, в пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Всё это способствует духовно-нравственному развитию школьников.
Роль сказок
Сказки оказывают большое влияние на ребенка, они хорошо воспринимаются и усваиваются и несут большой потенциал положительных нравственных поучений.
Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами:
- какие качества больше всего ценится в людях?
- За что наказывают, а что поощряют?
- Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?
В авторских сказках находит свое продолжение христианский смысл русского фольклора. Маленькие читатели по сказкам учатся следовать заповедям, чтобы жить в гармонии с миром, а главное с собой.
Проанализируем один из нравственных уроков «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина.
Цели урока:
1) осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода;
2) осмысление проблемы вины и прощения;
3) работа над художественными особенностями сказки А. С. Пушкина, выявление её связи с фольклором.
Проблема семьи, продолжения рода, взаимоотношений родителей, роль отца и матери в семье — это проблемы, которые поднимает А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане...». Вокруг этих проблем и закручен её сюжет.
Почему царь не выбрал двух других девиц? Об этом тоже надо поговорить с ребятами, ведь здесь сказываются приоритеты: не еда или одежда, т. е. материальные ценности, не красота, ведь царь даже не видел девушек, а продолжение рода, семья.
Обязательно при чтении надо рассматривать иллюстрации замечательного русского художника И. Я. Билибина, лучшего сказок. Яркость и красочность картин, мощная фольклорная основа и в то же самое время реальность и достоверность самого невероятного, почти портретность изображения, весёлый юмор - всё это есть в сказке Пушкина и воплотилось в рисунках художника.
В курсе начальной школы широко используются сказки и басни, но неоправданно забыты притчи.
Притча имеет яркую психологически эмоциональную окраску, помогает поднять настроение, легко и непринужденно решить жизненную проблему, не наводя при этом на читателя тоску. Не случайно притча всегда несет определенный психологический заряд, заставляя человека задуматься над своим мировосприятием и поступками.
Но самое главное, что вовремя рассказанная притча, может помочь воспитать в ребенке черту характера, которой ему очень не хватает, заменив множество книг и нотаций на одну красивую историю.
Работая над притчами, я веду с детьми «Словарик этики», в который учащиеся записывают слова, которые помогают дать характеристику героя и его поступка.
В этом словарике по мере работы над притчами появляются такие слова: милосердный, благочестивый, неблагодарный, эгоистичный, ленивый, бессердечный и другие.
Чтобы сделать работу над притчами более эффективной использую следующие виды:
- обсуждение прочитанного текста;
- самостоятельное формулирование вопросов;
- озаглавливание притчи;
- придумывание концовки притчи;
- выделение ключевых понятий;
- подбор пословиц и поговорок по данной теме;
- заполнение пропусков (пропущенных слов) в тексте;
- структурирование текста;
- определение ценностей, которые отражает притча;
- чтение притчи по ролям;
- инсценирование притчи;
- сравнение притч разных народов;
Приведу пример.
«Какой волк победит?»
«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
Проводится беседа по содержанию басни притчи, выясняется, что Добро и Зло представлены в образе двух волков.
Учащиеся вспоминают и называют качества, которые были перечислены в притче.
Формулируют тему урока.
Распределяют слова, обозначающие добро и зло в два столбика
Стараются ответить на вопрос: чего на земле больше: добра или зла?
- Может нам помогут весы ответить на этот вопрос?
На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?
Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
При изучении курса «Окружающий мир» формируются основы патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Темы учебника помогают осмыслить и принять свою новую роль, роль ученика, правила поведения в школе, способствуют духовно – нравственному развитию и воспитанию личности.
ПРОЕКТЫ - Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому очень активно дети и родители работают над проектами «Моя семья», «Моя родословная», получают представления о профессиях, именах близких людей, семейных традициях.
МАТЕМАТИКА
Очень уместно решение задач, связанных с повседневной жизнью детей. Например:
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
В результате выясняется, что погублена целая буханка.
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб – величайшая ценность!
На уроке математики, решая задачи «о труде», дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом.
Задача о карандашах
Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то такой материал лучше усваивается и воспроизводится.
На уроках труда очень много моментов для духовно-нравственного воспитания. Приобщая детей к труду, формируем ответственность за его результат.
Работа «Кормушка». Цели такого урока: воспитание умения радоваться успеху своему и успеху товарищей;
Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, желания помочь братьям нашим меньшим;
Вызвать у детей желание убедить взрослых в необходимости оказания помощи зимующим птицам, принять непосредственное участие в изготовлении кормушек.
На всех уроках актуально применение нравственной рефлексии
Приём «Скрепка»
Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас – сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.
Итак, что бы мы ни использовали на своем уроке, мы должны помнить, что все наши усилия направлены, прежде всего, на проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог. Дети должны принять эти основные нравственные ценности.
Я хочу закончить словами великого Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими, — это в нашей власти». Я всем желаю успехов!