Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе

Воронцева Светлана Евгеньевна

    Здоровье –  бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.    За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16,8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %
      Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.
   В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
      Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
     Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Образовательный процесс в начальной школе определяется набором технологий, направленных на формирование всесторонне развитой, полноценной, гармоничной личности. И одной из таких методологических установок являются здоровьесберегающие технологии. Как внедрить их в процесс обучения и воспитания учащихся I ступени образования?
Какие методические разработки будут полезны?
Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
         1. Стрессовая педагогическая тактика;
    2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
   3.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
           4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
            5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
            6. Интенсификация учебного процесса;
             7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
             8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
        9.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
   Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
    Разговор о здоровьесберегающих технологиях следует начать с определения этого понятия. Именно оно определяет актуальность и новаторство этого подхода в отличие от существовавшего ранее принципа сохранения здоровья ребёнка в процессе школьной и внешкольной деятельности. 
Здоровьесберегающие технологии — что это?
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья объекта и субъекта образовательного процесса, то есть ученика и учителя.
    Родоначальником  этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
        Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе.
Принципы,сформулированные Н.К Смирновым.
• " Не навреди"
•.  Забота о здоровье учителя и ребёнка в приоритете.
•.  Непрерывность.То есть работа по сохранению и зашите здоровья должна вестись не от случая к случаю,а постоянно.
•.  Соответствие содержания обучения возрасту.
• Успех порождает успех.То есть,нейтрализация всего негативного и акцентировани положительных факторов.
•.    Ответственность.Учитель должен стремится воспитать у ребёнка ответственность за своё здоровье.
На практике к таким технологиям относятся те,которые отвечают следующим требованиям:
•  Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребёнка,создание доброжелательной атмосферы,адекватность требований,предъявленных к ребёнку)
•  Учитывают возрастные возможности ребёнка.То есть,при распределении физической нагрузки учитывается возраст.
• Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими,культурными,возрастными,половыми,индивидуальными особенностями каждого ребёнка)
•.     Обеспечивают достаточный двигательный режим.
В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям: Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования.
     Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы
  Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.
  • Физкультурная минутка 
 • Пальчиковая гимнастика.Это небольшая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз
  • Смена видов деятельности.
  •Артикуляционная гимнастика. Работа по развитию речи, проговаривание считалок,хоровые повторения.Все это может использоваться для снятия эмоционального напряжения.
•Игры.Дидактически,деловые,ролевые.Снимают напряжение и повышают заинтересованность.
•. Релаксация.Прослушивани спокойной музыки,звуков природы.
•. Технологии эстетической направленности.Походы в музеи,посещение выставок.
•.  Оформление кабинета.Санитарно-гигиеническое состояние помещения,в котором проходят занятия,также относят к здоровьесберегающим технологиям.
•.  Позы учащихся.
•.  Технологии,создающие положительный психологический климат на уроке .
•.  Эмоциональные разрядки-это мини-игры,шутки,минутки юмора,занимательные моменты.
 •.  Беседы о здоровье.
 • Стиль общения учителя с учениками.Самое важное-обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности.
•. Работа с родителями.Именно они отвечают за соблюдение режими дня,режима дня,следят за физическим здоровьем ребёнка.
Это перечень лишь популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий,которые использует любой учитель во время процесса учебного процесса.
Практические меры:
• Проведение мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для учеников..В обязательном порядке информация о необходимости информация о необходимости обратить внимание на проблемы здоровья ребёнка доносится до родителя с помощью классного руководителя.
•. Контроль уровня физического развития,исследование которого проводят медики, и физической подготовленности,мониторинг осуществляет учитель физической культуры.
•.  Организация и контроль полноценного питания.
•. Пропаганда и распространение  оздоровительных техник  в образовательных учреждениях .
•. Организация необходимых условий в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН-комфортная температура и свежесть воздуха,достаточный уровень освещения кабинета.
•. Подвижные игры.
•.Отсутствие авторитарного стиля работы учителя,поиск демократических методов положительного стимулирования активности ученика.

      Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
         1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
         2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
      3. Психоло-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
 В качестве основополагающих принциповздоровьесберегающих технологий можно выделить:
• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всехстрессобразующихфакторов учебно- воспитательного процесса.
• творческий характер образовательного процесса.
• обеспечение мотивации образовательной деятельности.
• принцип целостности.
• осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности.
• рациональная организация двигательной активности.  
• обеспечение адекватного восстановления сил.
• обеспечение прочного запоминания.
На здоровье школьников оказывают  многие другие факторы.
• интенсификация обучения;
• снижение двигательной активности;
• увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
• нарушение зрени,осанки;
• ухудшение нервно-психического здоровья.
     Анализ научно-методической литературы и собственный опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
      Правило 1. Правильная организация урока.
  Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

 • объём учебной нагрузки-количество уроков,ихпродолжительность,включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
   •.  нагрузка от дополнительных занятий;
    • занятия активно-двигательного характера;
Большое значение имеет организация урока.Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся,учитывая время для каждого задания,чередуя виды работ,во избежание усталости.
  Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают: соблюдение гигиенических требований к расписанию,общему объёму учебной нагрузки.Несомненно,стиль общения педагога с учащимисявлияет на состояние здоровья школьников.Наличие внешней мотивации:похвала,поддержка,соревновательный создаёт благоприятный психологический климат на  уроке,который также служит одним из показателей успешности его проведения:заряд положительных эмоций,полученных школьниками.Кроме того,внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию:стремление больше узнать,радость от активности,интерес к изучаемому материалу.
      Правило 2. Использование каналов восприятия.
      Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
      - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический,стиль познавательных процессов,склонность к абстрагированию
и обобщению;
      - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
      - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
      На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
      - аудиальное восприятие;
      - визуальное восприятие;
      - кинестетическое восприятие.
      Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
      Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
     Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
    При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
      Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
         1. 5-25-я минута — 80%;
         2. 25-35-я минута — 60-40%;
         3. 35—40-я минута — 10%.
      Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
      Снятие эмоционального напряжения
      Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение
      На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.
       Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение.
      Создание благоприятного психологического климата на уроке
      Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока.
    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
      Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
    Начало каждого урока русского языка посвящено комментированному письму пословиц и поговорок о здоровье. Например, «Деньги потерял - ничего не потерял», «Время потерял -многое потерял, здоровье потерял - все потерял». «В здоровом теле - здоровый дух».
 Блок уроков окружающего мира посвящён правильному питанию и заботе о сохранении своего здоровья. На уроках изобразительного искусства изображается режим дня в картинках, зимние и летние виды спорта. На уроках математики решение задач, например, Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?2Ответ: в 2 раза.
-Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
      Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
      Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
      Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.     
      Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
       Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
      Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
    Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Эта технология подразумевает распределение кадрового состава школы по классам с учётом не только опыта и деловых качеств учителей, но и психологической совместимости педагогов с ученическими коллективами. Основными приёмами данной технологии можно считать: Полученные в школе знания, умения и навыки должны закрепляться дома, поэтому важно, чтобы родители осознавали важность совместной с учителем работы. Для этого методическим коллективом школы проводятся: Привлечение во внеклассные мероприятия родителей полезно и для здоровья детей, и для здоровья взрослых
В качестве примеров такой работы можно привести: Выше мы уже упоминали о том, что здоровьесберегающие технологии становятся всё более востребованной темой для самообразования учителя. Связано это с тем, что подобная работа является: Что касается последнего, то имеется в виду создание интегрированных занятий, уроков, тема которых так или иначе связана с применением здоровьесберегающих технологий, создание программы семейного просвещения в вопросах здоровья и т.д. Соответственно, методологическую базу можно использовать и для написания сценариев внеурочной деятельности. Например, тематический календарь «Этот день для здоровья человека», где дети могут отмечать подходящие памятные даты или придумывать виды физической активности, может стать визитной карточкой класса. А инсценировка стихотворения Сергея Михалкова «У меня опять тридцать шесть и пять» — полноценным номером для школьного капустника или вечера КВН, посвящённого здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии эффективны только при систематическом их применении на деле на протяжении всего периода обучения. Для начала подведём промежуточный итог, конкретизируем основной набор универсальных приёмов для внедрения здоровьесберегающих технологий: В календарно-тематическом плане учителя обязательно должен быть Урок здоровья.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые   многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы; обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса; решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра); развивают творческие способности детей.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний.
 Список использованной литературы
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. –стр.49
2.Менчинская Е.А.Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — (Педагогическая мастерская).
3.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.,стр 186
4.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.,стр.68
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.,стр.204-206
6.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 
7.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
 8.Смирнов Н.К.. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005
   9. М. А. Павлова, О. С.Гришанова, Е. В. Гусева - Сопровождение здоровья учащихся в школе
 10.Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
 11.Бычкова Т.И.Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегательных технологий/Т.И.Бычкова.-Чебоксары,2005.-18 стр.
    12.Вайнер Э.Н.Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования/Валеология.-2004.-№1-21-26 стр.
    

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»