Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование у младших школьников положительного
отношения к учебной деятельности 

Мещерякова Людмила Леонидовна
Проблема формирования устойчивого положительного отношения к учебной деятельности актуальна для учащихся всех возрастов, но особенно значима на начальном этапе обучения, так как, во-первых, становление положительного отношения уже в младших классах влияет на успешность обучения в дальнейшем. Во-вторых, его сформированность является предпосылкой развития сложного нравственного образования личности - ответственного отношения к учебному труду. В-третьих, на основе положительного отношения к учебной деятельности складывается трудолюбие ребёнка, готовность к труду в целом. Положительное отношение к учебной деятельности представляет собой явление сложное и в то же время достаточно динамичное, способное к изменениям под влиянием тех или иных факторов. Это находит подтверждение в ряде исследований, посвящённых развитию личности младшего школьника (Ш.А. Амонашвили , Л.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Дусавицкий, С.Д. Максименко). В работе указанных авторов отмечается, что в процессе овладения учебной деятельностью у детей начальной школы совершенствуются и усложняются все психические функции. Однако, положительное отношение к учебному труду и соответствующие ему формы поведения - ответственность, прилежание, стремление к общественно значимой деятельности не всегда неуклонно развиваются. Выявлено, что с 3 класса наблюдается падение интереса к учебной деятельности, которое проявляется в снижении качества знаний, активности и учебной инициативы на уроках, в уменьшении удельного веса учебных интересов младших школьников (Л.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Дусавицкий, Е.С. Дрозденко, Р.А. Жданова и др.). Педагоги и психологи, изучая причины снижения положительного отношения к учебной деятельности у третьеклассников, пришли к выводу, что это зависит не от возрастных особенностей детей, а от организации учебно-воспитательного процесса. Одной из причин падения интереса к обучению в школе является несоответствие интеллектуальной нагрузки возрастным особенностям учеников. Другая причина - включение в процесс обучения излишнего количества упражнений, направленных на выработку различных умений и навыков. Третьей причиной является ослабление социальной мотивации учения (Л.И. Божович), и, наконец, отсутствие сформированности у детей необходимых для реализации их отношений способов и форм поведения (терпения, умения преодолевать длительные затруднения). Каковы же пути формирования положительного отношения к учебному труду? Один из таких путей - совершенствование содержания обучения, повышение его научно-теоретического уровня (Л.И. Айдарова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, С.Ф. Жуйков, В.В. Репкин и др.). Овладение учащимися операционной стороной учебной деятельности, способами действий различной степени обобщённости также выступает в качестве одного из возможных направлений становления положительной устойчивой мотивации учения (Д.Н. Богоявленский, Г.И. Вергелес, С.Ф. Жуйков, Т.Г. Рамзаева и др.). Данное направление является особенно значимым для начальной школы, поскольку дети, приступая к систематическому обучению, не владеют приёмами умственной деятельности. Многие педагоги и психологи считают, что использование разнообразных методов обучения повышает интерес к знаниям и процессу обучения. На это указывается в исследованиях Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др.). Для поддержания активного отношения к учебному труду необходимо также учитывать взаимоотношения учителя и учащихся, создавать эмоциональный тонус учебной деятельности. Данный аспект находит отражение в работах Ш.А. Амонашвили, В.В. Богословского, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова и др. В ряде исследований уделяется внимание такому фактору становления учебной мотивации, как самооценка учащихся (Т.Ю. Андрущенко, А.И. Липкина, В.Г. Маралов и др.). В работах В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и других авторов показано, что организация коллективной деятельности школьников является одним из важных путей формирования положительного отношения к учению. Формирование положительной мотивации также осуществляется за счёт включения детей в процесс целеполагания. Так, по словам Ю.К. Бабанского, учебный процесс интенсифицируется, прежде всего, усилением его целенаправленности, постановкой более напряжённых, но доступных для учащихся задач. С другой стороны, упрощённость задач снижает эффективность обучения, делает его недостаточно чётким и стройным. На важность превращения учебного труда школьников в труд целеустремлённый постоянно указывал В.А. Сухомлинский, показывая, что только ясно сфорулированная цель способствует развитию познавательной активности личности: "Как бы хорошо ни был организован учебный труд, в нём всегда есть известное однообразие. Возможные отрицательные следствия этого предупреждаются тем, что перед учениками ставится далёкая увлекательная цель... Для этого надо выделить из учебного материала какой-то законченный этап, совершенно ясный для учащихся. Ведь одной из причин, порождающих равнодушие и отвращение к учению, является то, что учение представляется учащимся скучнейшим делом, которому нет конца". Таким образом, целеполагание правомерно рассматривать в качестве одного из факторов, влияющих на положительное отношение к учебной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»