Организация дистанционного взаимодействия
с родителями в образовательном процессе
Якубашко Ирина Николаевна
Современная система образования с изменяющимися условиями требует от субъектов качественно нового результата. И нам известно, что получить результат возможно при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Семья является первоочередным социальным институтом, где формируется личность ребёнка, его ценности, социальный опыт, отношения. Придя в 6-7-летнем возрасте в школу, ребёнок учится быть обучающимся, примеряет на себя новую роль и учится овладевать новыми способами действия в учебных ситуациях.
В период этого времени, а именно на ступени начального общего образования, большое внимание необходимо уделять активному взаимодействию учителя и родителей, что ведет к положительной динамике результатов, открытости информирования, удовлетворенности родителей образовательным процессом.
А если брать в расчёт взаимодействие посредством дистанционных средств между учителем и родителями в начальной школе, то их возможности широки и уникальны, но требует от субъектов образования соблюдения определенных требований. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, осмысление собственного опыта деятельности показали, что проблема взаимодействия между учителем и родителем является актуальной.
В чём смысл взаимодействия семьи и школы? В создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».
В.А. Сухомлинский считал, что в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.
В связи с принятием в школах Федерального государственного стандарта начального общего образования меняются требования к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы начального общего образования и идёт осмысление ключевых понятий, которые отражают и задают его сегодняшнюю специфику. Это «информационное пространство», «информационно-образовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда». Еще одной отличительной особенностью нового стандарта являются требования к информационно-образовательной среде, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через данную среду учащиеся и родители имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и продуктам, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
В настоящий период времени большая масса образовательных организаций обеспечена техникой, бесперебойным Интернетом, а также электронными образовательными ресурсами. Целью создания и функционирования информационно-образовательной среды является содействие зарождению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды. Возможности данной среды позволяют формировать активность субъектов, побуждать их к образовательным и социальным инициативам для развития компетентности, что является ценностью личности и общества. Поэтому актуально и целесообразно расширять границы общения через различные технические средства, которые сегодня под рукой каждого родителя, тем самым повышая информированность родителей о деятельности школы, успеваемости ребёнка (школьный сайт, электронный дневник, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы) и многое другое.
Использование современных, мобильных средств коммуникации в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика, родителей и учителя. Возможности новых технических устройств дают колоссальное преимущество для взаимодействия, достаточно быстро передают необходимую информацию заявленному количеству людей, что экономит временные и человеческие ресурсы учителя. В настоящее время такими средствами могут выступать электронный дневник, персональный сайт учителя, группы в социальных сетях (вконтакте, одноклассники), в мобильных приложениях вайбер, ватсап.
Ни для кого не секрет, что сейчас многие из нас имеют страницу в нескольких социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук и др.).
В стороне не остаются и родители. Мною созданы группы с закрытым профилем нашего класса в указанных выше социальных сетях. Их возможности позволяют размещать объявления, приглашения, информацию о различных конкурсах, фотографии экскурсий, видеоролики праздников. Неравнодушным родителям интересно узнать, как живет его ребенок в стенах школы и как проходят его школьные будни.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения по самым различным вопросам. В результате данного контакта развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития. И если учитывать новые возможности образования, а именно, взаимодействие посредством дистанционного общения, такие возможности очень привлекают современных родителей, что вовсе не отменяет традиционные формы сотрудничества учителя и родителя, а только совершенствует и дополняет общение.
В период этого времени, а именно на ступени начального общего образования, большое внимание необходимо уделять активному взаимодействию учителя и родителей, что ведет к положительной динамике результатов, открытости информирования, удовлетворенности родителей образовательным процессом.
А если брать в расчёт взаимодействие посредством дистанционных средств между учителем и родителями в начальной школе, то их возможности широки и уникальны, но требует от субъектов образования соблюдения определенных требований. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, осмысление собственного опыта деятельности показали, что проблема взаимодействия между учителем и родителем является актуальной.
В чём смысл взаимодействия семьи и школы? В создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».
В.А. Сухомлинский считал, что в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы.
В связи с принятием в школах Федерального государственного стандарта начального общего образования меняются требования к результатам, структуре и условиям основной образовательной программы начального общего образования и идёт осмысление ключевых понятий, которые отражают и задают его сегодняшнюю специфику. Это «информационное пространство», «информационно-образовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда». Еще одной отличительной особенностью нового стандарта являются требования к информационно-образовательной среде, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через данную среду учащиеся и родители имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и продуктам, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
В настоящий период времени большая масса образовательных организаций обеспечена техникой, бесперебойным Интернетом, а также электронными образовательными ресурсами. Целью создания и функционирования информационно-образовательной среды является содействие зарождению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды. Возможности данной среды позволяют формировать активность субъектов, побуждать их к образовательным и социальным инициативам для развития компетентности, что является ценностью личности и общества. Поэтому актуально и целесообразно расширять границы общения через различные технические средства, которые сегодня под рукой каждого родителя, тем самым повышая информированность родителей о деятельности школы, успеваемости ребёнка (школьный сайт, электронный дневник, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы) и многое другое.
Использование современных, мобильных средств коммуникации в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика, родителей и учителя. Возможности новых технических устройств дают колоссальное преимущество для взаимодействия, достаточно быстро передают необходимую информацию заявленному количеству людей, что экономит временные и человеческие ресурсы учителя. В настоящее время такими средствами могут выступать электронный дневник, персональный сайт учителя, группы в социальных сетях (вконтакте, одноклассники), в мобильных приложениях вайбер, ватсап.
Ни для кого не секрет, что сейчас многие из нас имеют страницу в нескольких социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук и др.).
В стороне не остаются и родители. Мною созданы группы с закрытым профилем нашего класса в указанных выше социальных сетях. Их возможности позволяют размещать объявления, приглашения, информацию о различных конкурсах, фотографии экскурсий, видеоролики праздников. Неравнодушным родителям интересно узнать, как живет его ребенок в стенах школы и как проходят его школьные будни.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения по самым различным вопросам. В результате данного контакта развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития. И если учитывать новые возможности образования, а именно, взаимодействие посредством дистанционного общения, такие возможности очень привлекают современных родителей, что вовсе не отменяет традиционные формы сотрудничества учителя и родителя, а только совершенствует и дополняет общение.