Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендаций по созданию условий
для повышения эффективности учебного
сотрудничества младших школьников

Драчева Маргарита Юрьевна
Современные Федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) расширяют задачи школьного обучения и кроме предметных результатов акцентируют внимание на сформированности таких коммуникативных универсальных учебных действий, как кооперация, учет позиции собеседника при взаимодействии с ним, умение налаживать отношения со сверстниками, эффективно выстраивать процесс коммуникации и обмен информацией. В ФГОС НОО в части планируемых результатов прямо указывается на необходимость развития у младших школьников «навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций». В целом умение сотрудничать является базовой составляющей коммуникативной компетентности обучающегося и отражает суть субъектной позиции школьника, которая востребована при освоении всех типов образовательных программ. Способность к сотрудничеству зарождается в дошкольном детстве и интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Согласно исследованиям К.Н. Поливановой и Г.А. Цукерман на протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в 5 общие занятия, проявляют высокий интерес к совместной учебной деятельности со сверстниками. Также в этот период происходит наиболее интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития младшем школьном возрасте. Известно, что от навыков конструктивного общения, которые приобретаются в детьми в этот период, во многом в дальнейшем зависит их личностное благополучие. Естественно, что в условиях специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит интенсивнее и в более широком спектре, что определяет большую результативность планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время для повышения эффективности учебного сотрудничества школьников исследователями специально разрабатываются психолого-педагогические условия. Вместе с тем в научной литературе содержится не так много информации об организации условий, способствующих развитию способности к учебному сотрудничеству в младшем школьном возрасте.
Главная задача начального образования – подхватить тенденцию стремления ребенка к самостоятельному выстраиванию взаимодействия с учителем, придать ей культурную форму учебного сотрудничества, погрузив ее в учебное содержание. Чтобы сформировать способность к учебному сотрудничеству у детей необходимо предоставить им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, учителя школы должны знакомиться с методами и формами работы в дошкольных учреждениях, а знакомство дошкольников со школой, общественной и учебной жизнью школьников дает детям возможность расширить представления, развить интерес к школе, формировать желание учиться и сотрудничать с учителями и сверстниками. Поэтому в качестве рекомендуемых форм взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе учебного сотрудничества у детей целесообразно использовать следующие: посещение школьной библиотеки и музея; экскурсии в школу; знакомство и взаимодействие дошкольников с учениками и учителями начальной школы; выставки поделок и рисунков, сделанных детьми ДОО и школы; участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, игровых программах; беседы и встречи с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); участие в театрализованной деятельности; совместные праздники (посвящение в первоклассники, День знаний, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования первоклассников и дошкольников; посещение детьми дошкольного возраста адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с логопедом, психологом, специалистами школы, музыкальным руководителем и др.).
Для укрепления сотрудничества детей в учебной сфере целесообразно использовать следующие направления, выделенные Е.В. Коротаевой.
1) Этика вербального обращения к ученику. Данный прием возбуждает и укрепляет радостное ожидание учащихся. В словах «давай подумаем вместе...», «может быть, сделаем так» заложено участие педагога, в то время, когда в словах «мне интересно», «я хочу знать» наблюдается авторитарный стиль общения педагога с детьми, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2) Стимулирующее общение, которое вызывает радость ученика – подобный прием воспитывает доверие и человеколюбие. Притом, что тональность произнесения фраз должна располагать и быть доброжелательной, выражающей восхищение.
3) Ученики должны сами задавать тон уроку, быть единомышленниками учителя, осознавать исключительную роль в его творении. В этом и заключается метод приобщения детей к плану урока.
4) Доверие ученику – прием, когда учитель, со словами «только ты это сможешь сделать», «это очень трудное задание, поэтому оно посильно только вам, ребята» обращается к учащимся и тем самым показывает, что он доверяет классу. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывать интересы других, а не только свои, также понимать собеседника, активно высказываться и принимать решения без посторонней помощи. Кроме того, для развития учебных взаимоотношений и общения учащихся необходимо применять следующие формы, методы и приемы организации учебной и воспитательной работы:
1) Метод «Учимся вместе». Класс делится на подгруппы не более 6 человек, при этом каждая группа получает одно подзадание, которое является составляющей большой темы. После работы отдельных групп в целом и будет достигаться усвоение всего материала.
2) Метод «Пила». Класс опять же разбивается не более 5 - 6 человек, а учебный материал поделен на фрагменты, задания. Каждый участник группы находит материал по своей части. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией, после чего возвращаются в свои подгруппы и рассказывают все то, что узнали сами от ребят из других групп. Те также докладывают о своей части задания. Принцип работы заключен в том, что в полном объеме для усвоения материала ученику необходимо внимательно слушать партнеров по команде, делать записи и уточнения в тетрадь. Учителю не приходится делать никаких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи по команде добросовестно выполнили свою задачу, поскольку это отражается на итоговой оценке. К тому же, учитель может попросить на заключительном этапе любого ученика команды ответить по данной теме на любой вопрос.
3) Диалог при организации групповых дискуссий полезен, когда учащиеся работают в группах по 5-6 человек. Выбирается подтема огромной темы, далее в малых группах эта подтема разбивается еще на индивидуальные задания для каждого человека. Таким образом, каждый ученик подобным путем вносит в общую задачу свой труд. Происходит работа через диалог, поскольку диалог является одним из самых распространенных типов общения, где лучше всего может раскрыться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов обучения. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся мыслить критически, решать непосильные на первый взгляд проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать иные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и просто общаться с другими людьми.
4) Метод «Сова», как его называют некоторые педагоги, предназначен для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления на уроке исследовательской работы. Использовать этот метод можно с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. 3. Условия, которые связанны с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя (Г. Бардиер, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман и др.). Исследователи солидарны в понимании роли учителя как особой и значимой. Роль учителя заключается в поддержке развития внутренних сил учащегося, предоставлении ему возможности выбора и принятия ответственности за свои действия. Именно от учителя в большей степени зависит воспитание мотивированной, самостоятельной, инициативной личности младшего школьника, ориентированной на построение и реализацию продуктивных стратегий не только своей жизнедеятельности, но и впоследствии стратегий общественного развития. В настоящее время к учителю стали предъявляться повышенные требования не только по обеспечению соответствующего уровня знаний, умений и навыков у детей, но и по организации всей образовательной среды в соответствии с изменившимися социокультурными условиями жизни. В частности, здесь можно выделить: осознание учителем значения форм учебного сотрудничества для развития учащихся как субъектов учебной деятельности; готовности к организации сотрудничества в практике общения детей; владение способами и методами организации учебного взаимодействия; умение создавать и совершенствовать собственную стратегию решения педагогических задач, связанных с развитием субъектных и коммуникативных качеств у младших школьников; умение учителя принимать на себя роль инициатора и организатора в учебном процессе. Становится очевидным, что проектирование и организация такого типа совместной деятельности как учебное сотрудничество требуют специальной подготовки учителя. Соблюдение этих требований особенно важно для начальной школы, поскольку ребенок в новой социальной ситуации, доверяя учителю, видит в нем, безусловно, авторитетную фигуру. Введение ребенка в смысловое содержание учебной деятельности, решение продуктивных и творческих задач одновременно с конструированием социальных взаимоотношений и с учителем, и со сверстниками предполагает не только овладение учителем разнообразными функциями, реализующими гуманистическую позицию в учебно-воспитательном процессе (например, фасилитатор, помощник, инструктор, наблюдатель т.п.), но и своевременную передачу своих функций группам, сообществу учеников. В качестве рекомендуемых форм работы с педагогами по развитию у них навыков и умений формирования учебного сотрудничества у детей целесообразно использовать следующие: мастер-классы, семинары; открытые показы образовательной деятельности и открытых уроков; совместные педагогические советы (ДОО и школа); круглые столы педагогов; коммуникативные и психологические тренинги для педагогов; психологические и педагогические наблюдения. Обобщая имеющие исследования, можно выделить три группы психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие у детей младшего школьного возраста способности к учебному сотрудничеству: условия, обеспечивающие актуализацию дошкольных достижений ребенка; условия, связанные с организацией учебных взаимоотношений и общения учащихся; условия, связанные с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Айманова, М. К. Учет возрастных особенностей младших школьников при реализации ФГОС НОО [Текст] / М. К. Айманова // Инновации в современной науке : материалы VII Междунар. зим. симп., 27 февр. 2015 г. / науч. ред. С. П. Акутина. – М., 2015..– С. 45-48.
  2. Гулая, Р. В. Использование на учебном занятии технологии «обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс] / Р. В. Гулая // Символ науки. – 2015. – № 10-1. – С. 158-160. – URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=2439272
  3. Казанцева, В. А. Формы организации учебного сотрудничества на уроках в начальной школе [Текст] / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Образование: традиции и инновации : материалы IX междунар. науч.-практ. конф.. 08 окт. 2015 г. – Прага, 2015. – С. 224-227.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»