Методические рекомендаций по созданию условий
для повышения эффективности учебного
сотрудничества младших школьников
Драчева Маргарита Юрьевна
Современные Федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) расширяют задачи школьного обучения и кроме предметных результатов акцентируют внимание на сформированности таких коммуникативных универсальных учебных действий, как кооперация, учет позиции собеседника при взаимодействии с ним, умение налаживать отношения со сверстниками, эффективно выстраивать процесс коммуникации и обмен информацией. В ФГОС НОО в части планируемых результатов прямо указывается на необходимость развития у младших школьников «навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций». В целом умение сотрудничать является базовой составляющей коммуникативной компетентности обучающегося и отражает суть субъектной позиции школьника, которая востребована при освоении всех типов образовательных программ. Способность к сотрудничеству зарождается в дошкольном детстве и интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. Согласно исследованиям К.Н. Поливановой и Г.А. Цукерман на протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в 5 общие занятия, проявляют высокий интерес к совместной учебной деятельности со сверстниками. Также в этот период происходит наиболее интенсивное установление дружеских контактов. Умение заводить друзей и приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития младшем школьном возрасте. Известно, что от навыков конструктивного общения, которые приобретаются в детьми в этот период, во многом в дальнейшем зависит их личностное благополучие. Естественно, что в условиях специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит интенсивнее и в более широком спектре, что определяет большую результативность планируемых результатов начального общего образования.В настоящее время для повышения эффективности учебного сотрудничества школьников исследователями специально разрабатываются психолого-педагогические условия. Вместе с тем в научной литературе содержится не так много информации об организации условий, способствующих развитию способности к учебному сотрудничеству в младшем школьном возрасте.
Главная задача начального образования – подхватить тенденцию стремления ребенка к самостоятельному выстраиванию взаимодействия с учителем, придать ей культурную форму учебного сотрудничества, погрузив ее в учебное содержание. Чтобы сформировать способность к учебному сотрудничеству у детей необходимо предоставить им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, учителя школы должны знакомиться с методами и формами работы в дошкольных учреждениях, а знакомство дошкольников со школой, общественной и учебной жизнью школьников дает детям возможность расширить представления, развить интерес к школе, формировать желание учиться и сотрудничать с учителями и сверстниками. Поэтому в качестве рекомендуемых форм взаимодействия ДОО и начальной школы в процессе учебного сотрудничества у детей целесообразно использовать следующие: посещение школьной библиотеки и музея; экскурсии в школу; знакомство и взаимодействие дошкольников с учениками и учителями начальной школы; выставки поделок и рисунков, сделанных детьми ДОО и школы; участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, игровых программах; беседы и встречи с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); участие в театрализованной деятельности; совместные праздники (посвящение в первоклассники, День знаний, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования первоклассников и дошкольников; посещение детьми дошкольного возраста адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с логопедом, психологом, специалистами школы, музыкальным руководителем и др.).
Для укрепления сотрудничества детей в учебной сфере целесообразно использовать следующие направления, выделенные Е.В. Коротаевой.
1) Этика вербального обращения к ученику. Данный прием возбуждает и укрепляет радостное ожидание учащихся. В словах «давай подумаем вместе...», «может быть, сделаем так» заложено участие педагога, в то время, когда в словах «мне интересно», «я хочу знать» наблюдается авторитарный стиль общения педагога с детьми, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2) Стимулирующее общение, которое вызывает радость ученика – подобный прием воспитывает доверие и человеколюбие. Притом, что тональность произнесения фраз должна располагать и быть доброжелательной, выражающей восхищение.
3) Ученики должны сами задавать тон уроку, быть единомышленниками учителя, осознавать исключительную роль в его творении. В этом и заключается метод приобщения детей к плану урока.
4) Доверие ученику – прием, когда учитель, со словами «только ты это сможешь сделать», «это очень трудное задание, поэтому оно посильно только вам, ребята» обращается к учащимся и тем самым показывает, что он доверяет классу. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывать интересы других, а не только свои, также понимать собеседника, активно высказываться и принимать решения без посторонней помощи. Кроме того, для развития учебных взаимоотношений и общения учащихся необходимо применять следующие формы, методы и приемы организации учебной и воспитательной работы:
1) Метод «Учимся вместе». Класс делится на подгруппы не более 6 человек, при этом каждая группа получает одно подзадание, которое является составляющей большой темы. После работы отдельных групп в целом и будет достигаться усвоение всего материала.
2) Метод «Пила». Класс опять же разбивается не более 5 - 6 человек, а учебный материал поделен на фрагменты, задания. Каждый участник группы находит материал по своей части. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией, после чего возвращаются в свои подгруппы и рассказывают все то, что узнали сами от ребят из других групп. Те также докладывают о своей части задания. Принцип работы заключен в том, что в полном объеме для усвоения материала ученику необходимо внимательно слушать партнеров по команде, делать записи и уточнения в тетрадь. Учителю не приходится делать никаких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи по команде добросовестно выполнили свою задачу, поскольку это отражается на итоговой оценке. К тому же, учитель может попросить на заключительном этапе любого ученика команды ответить по данной теме на любой вопрос.
3) Диалог при организации групповых дискуссий полезен, когда учащиеся работают в группах по 5-6 человек. Выбирается подтема огромной темы, далее в малых группах эта подтема разбивается еще на индивидуальные задания для каждого человека. Таким образом, каждый ученик подобным путем вносит в общую задачу свой труд. Происходит работа через диалог, поскольку диалог является одним из самых распространенных типов общения, где лучше всего может раскрыться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов обучения. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся мыслить критически, решать непосильные на первый взгляд проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать иные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и просто общаться с другими людьми.
4) Метод «Сова», как его называют некоторые педагоги, предназначен для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления на уроке исследовательской работы. Использовать этот метод можно с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. 3. Условия, которые связанны с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя (Г. Бардиер, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман и др.). Исследователи солидарны в понимании роли учителя как особой и значимой. Роль учителя заключается в поддержке развития внутренних сил учащегося, предоставлении ему возможности выбора и принятия ответственности за свои действия. Именно от учителя в большей степени зависит воспитание мотивированной, самостоятельной, инициативной личности младшего школьника, ориентированной на построение и реализацию продуктивных стратегий не только своей жизнедеятельности, но и впоследствии стратегий общественного развития. В настоящее время к учителю стали предъявляться повышенные требования не только по обеспечению соответствующего уровня знаний, умений и навыков у детей, но и по организации всей образовательной среды в соответствии с изменившимися социокультурными условиями жизни. В частности, здесь можно выделить: осознание учителем значения форм учебного сотрудничества для развития учащихся как субъектов учебной деятельности; готовности к организации сотрудничества в практике общения детей; владение способами и методами организации учебного взаимодействия; умение создавать и совершенствовать собственную стратегию решения педагогических задач, связанных с развитием субъектных и коммуникативных качеств у младших школьников; умение учителя принимать на себя роль инициатора и организатора в учебном процессе. Становится очевидным, что проектирование и организация такого типа совместной деятельности как учебное сотрудничество требуют специальной подготовки учителя. Соблюдение этих требований особенно важно для начальной школы, поскольку ребенок в новой социальной ситуации, доверяя учителю, видит в нем, безусловно, авторитетную фигуру. Введение ребенка в смысловое содержание учебной деятельности, решение продуктивных и творческих задач одновременно с конструированием социальных взаимоотношений и с учителем, и со сверстниками предполагает не только овладение учителем разнообразными функциями, реализующими гуманистическую позицию в учебно-воспитательном процессе (например, фасилитатор, помощник, инструктор, наблюдатель т.п.), но и своевременную передачу своих функций группам, сообществу учеников. В качестве рекомендуемых форм работы с педагогами по развитию у них навыков и умений формирования учебного сотрудничества у детей целесообразно использовать следующие: мастер-классы, семинары; открытые показы образовательной деятельности и открытых уроков; совместные педагогические советы (ДОО и школа); круглые столы педагогов; коммуникативные и психологические тренинги для педагогов; психологические и педагогические наблюдения. Обобщая имеющие исследования, можно выделить три группы психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие у детей младшего школьного возраста способности к учебному сотрудничеству: условия, обеспечивающие актуализацию дошкольных достижений ребенка; условия, связанные с организацией учебных взаимоотношений и общения учащихся; условия, связанные с педагогической деятельностью и профессиональными качествами учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Айманова, М. К. Учет возрастных особенностей младших школьников при реализации ФГОС НОО [Текст] / М. К. Айманова // Инновации в современной науке : материалы VII Междунар. зим. симп., 27 февр. 2015 г. / науч. ред. С. П. Акутина. – М., 2015..– С. 45-48.
- Гулая, Р. В. Использование на учебном занятии технологии «обучение в сотрудничестве» [Электронный ресурс] / Р. В. Гулая // Символ науки. – 2015. – № 10-1. – С. 158-160. – URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=2439272
- Казанцева, В. А. Формы организации учебного сотрудничества на уроках в начальной школе [Текст] / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Образование: традиции и инновации : материалы IX междунар. науч.-практ. конф.. 08 окт. 2015 г. – Прага, 2015. – С. 224-227.