Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении
Кондратова Светлана Александровна
Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.
Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.
Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
- Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
- Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
- При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
- Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
- Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
Почему ребенок пасует перед трудностями? Он боится допустить ошибку, услышать критику в свой адрес, разочаровать самых любимых — нас, родителей. Чтобы ребенок не боялся трудностей, мы должны любить детей безусловной любовью, принимать их чувства и не критиковать.
Специалисты уверены, что стремление к обучению заложено в человеке с рождения. В противном случае, человечество не развивалось бы столько тысяч лет и не добилось бы таких колоссальных успехов. Ведь как только появлялась проблема, человеку приходилось прикладывать определенные умственные усилия, чтобы узнавать что-то новое и таким образом решить возникшую проблему - только так делались великие открытия.
Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
. Помогите ребёнку правильно организовать учебный труд как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. Не лишайте ребёнка возможности заниматься в кружках, мотивируя это тем, что он не успевает делать уроки. Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков. И навык этот закладывается именно в начальной школе. У ребёнка будет четкая, понятная ему самому цель - вовремя пойти на футбол, и ради этой цели его слабенькие возможности воли и концентрации внимания будут работать в полную силу.
Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких. Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех.