Мнемотехника как один из методов развития памяти у детей с ОВЗ
Куприенко Ирина Анатольевна
Память является одной из центральных, основных психических функций. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Одним из эффективных приёмов в процессе развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ является использование мнемотехники.Актуальность работы. Данная тема мало изучена и практически не имеет отражение в специальной методической литературе. Существует множество научных трудов по развитию связной речи, но очень мало рекомендаций по развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: изучить возможность использования приемов мнемотехники в развитии речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Как часто мы слышим: «Мой ребенок не может запомнить стихотворение у него плохая память!» Не надо жаловаться на плохую память детей. Дело в том, что у маленьких детей плохо развито произвольное внимание (поэтому приходится прикладывать усилия к запоминанию). Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов мешает обучению.
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это сделать? В этом поможет мнемотехника.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
В настоящее время правильное понимание и запоминание больших объемов информации начинается уже с детского сада. Педагоги и родители могут помочь своим детям в этом вопросе, обучая их приемам мнемотехники, что будет являться несомненным плюсом в успешном развитии речи, памяти и логического мышления ребенка.
Мнемотехника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Также мнемотехника подразумевает под собой замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления,имеющие визуальное,аудиальное или кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемотехника, как средство запоминания, возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить разные ассоциации. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.
Существует множество приёмов запоминания, как для взрослых, так и для детей.
Основные приемы:
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (Мы заучивали цвета радуги, используя знаменитое « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»);
- Рифмизация («Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», или « Пифагоровы штаны на все стороны равны»);
- Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы , мнемосхемы;
- Нахождение ярких, необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы) которые соединяются с запоминаемой информацией;
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
Актуальность мнемотехники для дошкольников и младших школьников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. В обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, дети получают навыки коммуникации и общения.
Таким образом мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- ассоциативное мышление
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- словарный запас
- для обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению описательных рассказов,
- при обучении пересказу,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- Кодирование в образы
- Запоминание (соединение двух образов)
- Запоминание последовательности
- Закрепление в памяти
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, или простое предложение. Затем педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Этапы работы над мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включаться в процесс создания схемы.
Сначала совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми (после ознакомления детей с информацией или произведением, которое следует закодировать).
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В старших группах – дети должны делать это самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого. По мере усвоения детьми данной техники, следует постепенно убирать часть информации из мнемотаблицы, оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти.
4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы детьми (после минимального освоения первых трех этапов работы).
5 этап: Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки по ней.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
- Этапы работы по запоминанию стихотворений (скороговорок, чистоговорок)
1. Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
2. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
4.Разобрать непонятные слова и определения.
5. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.
6. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Рассказать стихотворение. - Этапы работы по составлению описательных рассказов
Например тема « Домашние животные»:
Кто это?
Какого цвета?
Назови части тела
Какие покровы?
Какой голос?
Чем питается?
Где живет?
Какие детеныши?
Какая польза человеку?
Таким образом, благодаря использованию мнемотехники, у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.
Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.
Вывод:
- Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ .
Литература:
- ФГОС
- Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006
- Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Ось-89, 1997-224с.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.-М.:НЦЭНФС, 2001-136с.
- Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.: Педагогика, 1988-122с.
- Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г
9. Как улучшить свою память : Секреты мнемотехники, или Различные способы запоминания и развития памяти / Малое предприятие «Шк. практ. психологии». Вып. 2.,М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1994.
10. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники.-М.:2002-185с.
11. Марковская И.Ф. Задержка психического развития.-М.: Просвещение, 1993-140с.
12. Филимонов А.М. Искусство мнемотехники., М., Факт-М, 2002.
13. Якушев С.П. Секреты мнемотехники. М., Ладомир, 2001.