Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нужно ли развивать логическое мышление у младших школьников?

Гурова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
В XXI веке, в веке электронного и технического процесса, очень остро встаёт вопрос о необходимости развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Может действительно это не является таким важным и нужным в нынешнем мире?
Давайте вспомним, как, а, главное с чем в руках, перед нами младший школьник. Это технически подкованный ребёнок, у которого чаще всего в руках смартфон или планшет. Дети разбираются в электронных устройствах порой лучше, чем в том, что необходимо взять с собой в школу. Ведь для того, чтобы положить в портфель нужные учебники необходимо как минимум построить логическую цепочку: день недели → уроки в этот день → необходимые предметы на этих уроках → выполнение домашних заданий для успешного обучения на данных уроках.
К сожалению, не всегда это получается…  Не все дети могут мыслить логически и делать выводы. Многие скажут, дело не в логическом мышлении, а в несобранности и плохой памяти или несамостоятельности ребёнка. Есть много техник для обучения самостоятельности, развития памяти, но они не смогут дать эффект, если у ребёнка плохо развито логическое мышление. В голове ученика просто не сложится логическая цепочка действий. Он, выражаясь современным языком, «зависнет» и возникнет проблема.
По моему мнению, крайне необходимо развивать логическое мышление в любом возрасте. Плохо развитое логическое мышление или его отсутствие не даёт человеку видеть перспективу своих действий в настоящее время и перспективу своего будущего. Связь между определёнными фактами для такого человека не будет очевидной, и он, вероятно, «упустит» какую-либо возможность. Мышление таких людей, скорее всего, так называемое «покадровое» мышление. Действия, приводящие к успеху, могут не связаться в логическую цепочку.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда появляется необходимость решить какой-нибудь вопрос или проблему. Начиная мыслить, человек удивляется, недоумевает или пытается разрешить противоречие. Мышление является процессом изучения нового, неизведанного. Его нужно развивать последовательно, обучая разным элементам. Одним из таких элементов является логика. Множество заслуживающих внимания высказываний и ценных советов можно встретить в классических трудах философов, педагогов, психологов.
У учеников начальной школы развитие логического мышления просто необходимо. Младшие школьники должны выстраивать логические цепочки своего дальнейшего успешного обучения в школе и учиться видеть перспективу на будущее. Учителю начальной школы совершенно обязательно включать задания на развитие логического мышления на всех уроках, включать логические задания на внеклассных мероприятиях.
Считается, что развитие логического мышления более успешно будет проходить на уроках математики. Да, действительно, учебный материал математических уроков особенно удобен для реализации этой цели. Систематические развивающие задания на уроках математики играют огромную роль в деле развития логики. Особую роль играют устные задания и решение текстовых задач. Все тренировочные упражнения способствуют развитию последовательности рассуждения и его доказательности; умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.
Но не только на уроках математики можно развивать логику. Все учебные предметы дают учителю использовать возможности для развития логического мышления. Использование исследовательских заданий на уроках русского языка позволит сформировать правильную, логичную аргументированную речь школьника.
На уроках окружающего мира логическое мышление получится развивать с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач, используя богатый учебный материал данного предмета. Трудовое обучение, а также уроки изобразительного искусства занимают особое место в развитии логического мышления. Невозможно выполнить работу, не проанализировав её детально. Творческая деятельность возможна после аналитических мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение и выявление закономерностей.
На уроках литературного чтения главной целью работы над развитием логического мышления будет умение делать выводы из тех умозаключений, которые предлагались ученикам в качестве начальных. Это стимулирует умственную деятельность ребёнка и в значительной степени увеличивает интерес и любовь к чтению.
Логику необходимо развивать на всех уроках в комплексе, постоянно. Также не стоит забывать о внеклассной работе. На таких занятиях можно ставить перед детьми проблемные вопросы воспитательного характера. Рассуждения с приведёнными доказательствами позволят расширить кругозор ребёнка и будут развивать самостоятельную логику мышления ученика.
Невозможно упустить драгоценное время начального обучения ребёнка в школе. Он может научиться выделять главное, анализировать факты и различные точки зрения, рассуждать, сопоставлять, сравнивать. Это непременно поможет интеллектуальному развитию детей, а также становлению их как личности, стремящейся к успеху.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»