Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие исследовательской деятельности младших школьников: метод проектов

Капитонова Марина Николаевна
Современная психологическая, педагогическая и методические науки уделяют значительное внимание проблемам развития и организации исследовательской деятельности младших школьников.
Так, в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (Гальперин П.Я.,Менчинская Н.А., Соловьёва О.В.).  В трудах Давыдова В.В., Занкова Л. В., Эльконина Д. Б. доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество учеников.
Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она позволяет существенно расширить рамки обучаемых и обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования у них интереса к изучаемому материалу,
В процессе обучения в начальной школе учащимся необходимо приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные условия для включения младших школьников в активнуюпознавательную и исследовательскуюдеятельности.
По  мнению  Кларина М.В. , «исследовательская  деятельность - это    деятельность,  в  которой  учащийся  ставится  в  ситуации,  когда  он  сам  овладевает  понятиями  и  подходом  к  решению  проблем  в  процессе  познания,  в  большей  или  меньшей  степени  организованного  (направляемого)  учителем»  [2,  с.  31].
Социальная  и  личностная  значимость  исследовательского  обучения  состоит  во  внутренней  потребности  ученика  в  исследовании.  Исследовательская  деятельность  является,  по  сути,  деятельностью  интеллектуально-творческой,  поскольку  в  процессе  её  осуществления  учащийся  выдвигает  новые  идеи,  создаёт  новые  знания,  способы  деятельности. Развиваются  творческое  мышление,  инициативность,  способность  к  обоснованному  риску,  уверенность  в  себе,  адекватная  самооценка,  умение  сотрудничать  с  партнёрами,  мотивация  достижений,  высокая  работоспособность.  Эти  качества  важны  для  личностной  самореализации  младших школьников. [1,  с.  53]. 
В  педагогической  науке  существует  достаточно  большой  арсенал  технологий,  методов  и  средств,  направленных  на  развитие  исследовательских  умений  младших школьников:  проблемное  обучение,  поисковые  методы,  частично-поисковые  методы,  метод  проектов  [4,  с.  2]. Остановимся  подробнее  на  последнем методе.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [6, с.567].
СазановаА.В. утверждает, что «метод проектов – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач по любому направлению содержания образования» [7].
В основе метода проектов лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и ребенка над определенной практической проблемой, в ходе которой обучаемый открывает для себя много нового и неизвестного. Этот результат можно увидеть, осмыслить и использовать в реальной практической деятельности. Полат Е.С. выделяет в методе проектов учащихся начальных классов следующие этапы, которые соответствуют учебной деятельности:
1.Мотивационный (учитель: дает общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; школьники: обсуждают, выдвигают свои собственные идеи);
2.Планирующий (подготовительный), где определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план дальнейших действий, устанавливаются определенные критерии оценки, как результата, так и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а затем с нарастанием ученической самостоятельности;
3.Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с различными источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4.Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель:выступает участником коллективной оценочной деятельности) [5, с. 174].
Метод проектов развивает у младших школьниковследующие универсальные учебные действия:
  • ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;
  • организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и их оценки;
  • формирование личностных качеств младшего школьника;
  • формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;
  • формирование коммуникативных действий [3, с. 182]..
Метод проектов является хорошей возможностью связать урочную и внеурочную деятельность младших школьников в единое целое. На проведение работы над проектом может быть отведено определенное время, например: – часть урока по основным учебным предметам; – время занятий в группах продленного дня; – любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников. При его выполнении у школьников никогда не возникнет такой проблемы как перегрузка, т.к. учащиеся изъявляют добровольное желание участвовать в нем.
В настоящее время, наиболее эффективно, внедрение метода проектов осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир», так как наибольший интерес у современного ученика вызывает деятельность именно практического характера, направленная на изучение окружающего их мира.
Пиаже Ж. утверждал, что, обучая детей конкретным навыкам и умениям, взрослые зачастую лишают его шанса сделать собственное открытие. Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет решить эту сложную задачу.
Младшие школьники проявляют наибольший интерес к деятельности практического характера. Для них важно лично работать с материалом, который они смогут применить на практике, в реальной жизни.
Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения к природе, необходимость здорового образа жизни. Создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности. Он учит общаться с другими людьми, исследовать окружающий его мир, определять свою стратегию и тактику, четко распределять время и привлекать необходимые ресурсы.
Во время учебного года учащиеся презентуют свои проекты на школьных научных ярмарках, участвуют в районных, городских конкурсах.
Следует отметить, что анализ качества успеваемости учащихся по предмету «Окружающий мир» показывает, возрос уровень качества знаний по сравнению с предыдущим учебным годом. Уровень качества знаний за 2016/2017 учебный год составлял 75%, а за 2017/2018 учебный год 88%.
Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности способствует развитию учебной активности и исследовательской деятельности.
Литература
  1. Запрудский  Н.И.  «Технология  исследовательской  деятельности  учащихся:  сущность  и  практическая  реализация/Запрудский  Н.И.//Физика:  проблемы  исследования. — 2009.—  №  4. — С.51—57.
  2. Кларин  М.В.  «Инновации  в  мировой  педагогике:  обучение  на  основе  исследования».  [Текст]  Рига,  “Эксперимент",  1998.  —  176  с.
  3. Нимаева, Е.Г. «Проектная деятельность в начальной школе»/Е. Г. Нимаева//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 182-184
  4. Пахомова  Н.Ю.  «Метод  учебного  проекта  в  образовательном  учреждении:  пособие  для  учителей  и  студентов  педагогических  вузов».  3-е  изд.,  испр.  и  доп.  М.:  Аркти,  2003. — 112  с. 
  5. Полат, Е.С.  «Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика» [Текст] / Е. С. Полат. − М: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. Давыдов В. В.  —  М: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 1160 с. — Т.1. — 608 с.
  7. Сазанова А.В. «Генезис и сущность понятия метод проектов» [Электронный ресурс] / Сазанова А.В.// Психология, социология и педагогика – 2012 – № 6. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673. – 16.04.2016.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»