Развитие исследовательской деятельности младших школьников: метод проектов
Капитонова Марина Николаевна
Современная психологическая, педагогическая и методические науки уделяют значительное внимание проблемам развития и организации исследовательской деятельности младших школьников.Так, в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика (Гальперин П.Я.,Менчинская Н.А., Соловьёва О.В.). В трудах Давыдова В.В., Занкова Л. В., Эльконина Д. Б. доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество учеников.
Исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она позволяет существенно расширить рамки обучаемых и обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования у них интереса к изучаемому материалу,
В процессе обучения в начальной школе учащимся необходимо приобрести опыт различных видов деятельности, овладеть способами познавательной деятельности. Для этого в школе должны быть созданы определенные условия для включения младших школьников в активнуюпознавательную и исследовательскуюдеятельности.
По мнению Кларина М.В. , «исследовательская деятельность - это деятельность, в которой учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» [2, с. 31].
Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит во внутренней потребности ученика в исследовании. Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления учащийся выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности. Развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации младших школьников. [1, с. 53].
В педагогической науке существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников: проблемное обучение, поисковые методы, частично-поисковые методы, метод проектов [4, с. 2]. Остановимся подробнее на последнем методе.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [6, с.567].
СазановаА.В. утверждает, что «метод проектов – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских и практических задач по любому направлению содержания образования» [7].
В основе метода проектов лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и ребенка над определенной практической проблемой, в ходе которой обучаемый открывает для себя много нового и неизвестного. Этот результат можно увидеть, осмыслить и использовать в реальной практической деятельности. Полат Е.С. выделяет в методе проектов учащихся начальных классов следующие этапы, которые соответствуют учебной деятельности:
1.Мотивационный (учитель: дает общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; школьники: обсуждают, выдвигают свои собственные идеи);
2.Планирующий (подготовительный), где определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план дальнейших действий, устанавливаются определенные критерии оценки, как результата, так и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, а затем с нарастанием ученической самостоятельности;
3.Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с различными источниками информации, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4.Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель:выступает участником коллективной оценочной деятельности) [5, с. 174].
Метод проектов развивает у младших школьниковследующие универсальные учебные действия:
- ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценивание;
- организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и их оценки;
- формирование личностных качеств младшего школьника;
- формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;
- формирование коммуникативных действий [3, с. 182]..
В настоящее время, наиболее эффективно, внедрение метода проектов осуществляется в рамках предмета «Окружающий мир», так как наибольший интерес у современного ученика вызывает деятельность именно практического характера, направленная на изучение окружающего их мира.
Пиаже Ж. утверждал, что, обучая детей конкретным навыкам и умениям, взрослые зачастую лишают его шанса сделать собственное открытие. Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках поможет решить эту сложную задачу.
Младшие школьники проявляют наибольший интерес к деятельности практического характера. Для них важно лично работать с материалом, который они смогут применить на практике, в реальной жизни.
Метод проектов в рамках предмета «Окружающий мир» поможет учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения к природе, необходимость здорового образа жизни. Создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности. Он учит общаться с другими людьми, исследовать окружающий его мир, определять свою стратегию и тактику, четко распределять время и привлекать необходимые ресурсы.
Во время учебного года учащиеся презентуют свои проекты на школьных научных ярмарках, участвуют в районных, городских конкурсах.
Следует отметить, что анализ качества успеваемости учащихся по предмету «Окружающий мир» показывает, возрос уровень качества знаний по сравнению с предыдущим учебным годом. Уровень качества знаний за 2016/2017 учебный год составлял 75%, а за 2017/2018 учебный год 88%.
Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности способствует развитию учебной активности и исследовательской деятельности.
Литература
- Запрудский Н.И. «Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация/Запрудский Н.И.//Физика: проблемы исследования. — 2009.— № 4. — С.51—57.
- Кларин М.В. «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования». [Текст] Рига, “Эксперимент", 1998. — 176 с.
- Нимаева, Е.Г. «Проектная деятельность в начальной школе»/Е. Г. Нимаева//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 182-184
- Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов». 3-е изд., испр. и доп. М.: Аркти, 2003. — 112 с.
- Полат, Е.С. «Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика» [Текст] / Е. С. Полат. − М: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. Давыдов В. В. — М: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 1160 с. — Т.1. — 608 с.
- Сазанова А.В. «Генезис и сущность понятия метод проектов» [Электронный ресурс] / Сазанова А.В.// Психология, социология и педагогика – 2012 – № 6. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673. – 16.04.2016.