Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль игры для развития детей младшего школьного
возраста в психолого-педагогической литературе

Лашкова Наталья Викторовна
В педагогической и психологической литературе, в культурной общечеловеческой традиции игра выступает как главный атрибут цивилизованного детства.
Игра, писал Л.С. Выготский, содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития ребенка.
 Исторически сложившись, игра стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение, своеобразным образовательным пространством (В.М. Григорьев, С.Л. Новоселова, А.В. Черная и др.). Игра выполняет свою развивающую функцию даже в тех культурах, где она еще не осознана как мощное средство воспитания (А. Мид, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин).
В отечественной педагогике XIX в. огромный вклад в понимании игры был сделан К.Д. Ушинским, который подчеркивал колоссальное значение игры для развития и воспитания ребенка. По Ушинскому, детская игра - это, прежде всего, самостоятельные игровые замыслы и их выражение ребенком, а смысл руководства играми - вести ребенка по пути зарождения тех или иных замыслов, по пути их наилучшего осуществления.
Понимая игру как проявление собственных замыслов ребенка, Ушинский подчеркивал, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, не играет он и тогда, когда его заставляют играть. Игра сюжетная с правилами, народная игра, должна быть непременным содержанием жизни ребенка.
На рубеже XIX - XX веков в общественном сознании интеллигентных кругов России (педагоги, врачи, этнографы и др.) детская игра приобрела особую ценность. Здесь сказывались и взгляды Л.Н.Толстого на воспитание, распространение идей К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, ряда зарубежных ученых (К. Гросс, Спенсер, В. Штерн, позднее К. Бюлер и др.)
Теория, включающая положения о ведущей роли воспитания и обучения в становлении личности, о значении активной деятельности, способствовала определению целей и методов воспитания детей в эпоху социализма. В советской дошкольной педагогике встал вопрос и о значении игры в развитии детей, определении места и роли игры в воспитательно-образовательном процессе и целенаправленном руководстве игровой деятельностью.
Р.И. Прушицкая на II съезде Губсоцвоса и А.Б. Залкинд на III Всероссийском съезде (1923) в своих докладах отмечали особое значение игры в воспитании ребенка.
А.Б.Залкинд, Р.И. Прушицкая выступали против сказок, вымысла, фантазии, ограничивали тематику ознакомления с окружающим, определяли основным видом деятельности детей в детском саду труд, создание среды, стимулирующей к таким играм, в которых преобладает труд.
Характеризуя воспитательные возможности, которые содержит детская игра, Н.К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т.д.». Она ценила игры, в которых дети сами ставят себе цели, проявляют инициативу и самостоятельность.
Подчеркивая огромную роль игры в воспитании детей, в организации жизни детского коллектива, А.С. Макаренко обращал особое внимание на необходимость участия взрослых в играх детей. Он писал: «И я, как педагог, должен с ними немножко играть, если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой, я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Таким образом, взгляд на игру, как на путь детей к познанию мира, как на средство отражения и познания окружающей действительности, вытекал из понимания сущности игры как деятельности социально обусловленной.
В 40-х - начале 50-х гг. вопрос о руководстве творческой игрой, об использовании игры как одного из средств развития ребенка считался наиболее важным, но в то же время недостаточно разработанным в дошкольной педагогике. Отсутствие направляющих материалов после разгрома «педологов» сказалось на качестве руководства творческой игрой. В детских садах творческие игры не использовались педагогом для воспитания ребенка и превратились в бесконтрольную деятельность. Исправить существующую ситуацию смогло методическое письмо «Творческие игры в детском саду» Д.В. Менджерицкой, изданное в 1947 году. В нем были освещены наиболее актуальные вопросы руководства творческой игрой: что такое творческая игра и в чем ее педагогическое значение, как руководить детскими играми, условия для игры в разных возрастных группах, руководящая роль воспитателя, подбор игрушек и оценка взаимоотношений играющих детей.
Д.В. Менджерицкая рассматривала детскую игру как активную деятельность, вытекающую из стремления ребенка «участвовать в жизни взрослых, из его интереса к окружающему, потребности выражать свои мысли и чувства в действии». 
Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, рассматривая игру как средство воспитания, указывали в той или иной связи, что игра должна отвечать потребностям, интересам ребенка, стремлению к самостоятельности; способствовать использованию детского опыта, который уточняется, совершенствуется и обогащается путем приобретения новых сведений, знаний; развитию эстетических и познавательных интересов при условии тесной связи игры с обучением; воспитанию организаторских способностей. Главное в руководстве игрой, по мнению этих ученых, состоит в понимании игры как потребности развития, как деятельности самого ребенка, как средства воспитания.
В работах Р.И. Жуковской центральными являлись вопросы влияния обучающих занятий и детских интересов на игру, нравственное воспитание посредством содержания игры.
Р.И. Жуковская рассматривала игру как развивающуюся деятельность, а ее развитие связывала с расширением связей игры с другими видами детской деятельности (занятия, художественная деятельность, труд и т.п.);  изменения содержания сюжетно-ролевой игры, она сопоставляла с расширением  личного опыта ребенка.
Таким образом, исследования отечественных педагогов и психологов А.С. Макаренко, Н.Н. Подьякова, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Репиной, М.Н. Алиева, Д.М.Маллаева, Д.Б. Эльконина, А.Л. Люблинской и др. и практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста показали, что игра является ведущей деятельностью, но ее активность снижается, она остается необходимой для поддержа­ния эмоционального равновесия и приобретения социального опыта, хотя ос­новной акцент переносится на учение. Сегодня в школах очень мало играют с младшими школьниками и подростками, преобладает дидактизм.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»