Визуализация учебной информации на современном
уроке русского языка посредством облака слов
Суворова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 599
Приморского района Санкт-Петербурга
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимисяучитель начальных классов ГБОУ школа № 599
Приморского района Санкт-Петербурга
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis -воспринимаемый зрительно, наглядный. В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности. Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока русского языка: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, тренажеры и др.
Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации - облако слов, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде (например, большинство заданий в Learning Apps), интерактивные презентации и др.
Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
Современное средство визуализации урока.
Облако слов или тегов (англ. tagcloud, wordcloud, wordle) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте.
Как использовать облако слов в своей работе?
Существуют различные способы:
- как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
- для создания ярких, запоминающихся продуктов ( информационные буклеты, презентации);
- для акцентирования внимания на ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
- как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
- для представления результатов опроса или обсуждения и др.
- задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает ученик на уроке
- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет
- задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов-исключений, выявление слов на другое правило и т.п.;
- задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака;
· на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
· на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
· на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.