Повышение учебной мотивации младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности
Иванова Ирина Викторовна,
учитель начальных классов Гимназии №343
Невского района Санкт-Петербурга
Невского района Санкт-Петербурга
Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего
не даст великого, но и среднего, если не будет адски трудиться.
П.И. Чайковский
не даст великого, но и среднего, если не будет адски трудиться.
П.И. Чайковский
Далеко не все дети хотят учиться. Многие из них абсолютно не понимают всей важности образования в современном мире, необходимости получения знаний. Также, не все родители имеют возможность (а иногда и не хотят) направить своих детей в нужное русло, создать внутреннюю мотивацию, опору на стимулы к учебе. Не делать всю работу за детей самим, а, конечно, просто помогать и направлять.
Основная задача учителя – научить детей хотеть учиться. Это не просто, но возможно. Применить другой подход, на основе новых отношений учителя и ученика. Зная, что на уроке ученика ждет что-то новое, ожидает открытие он с нетерпением ждет его и бежит туда с радостью. В современной школе дети получают знания не как раньше, в готовом виде, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем, и это взаимодействие самое важное, чему ученик должен научиться в начальной школе. Учитель свободен в выборе методов, а также и технологий обучения. Да, он проводит урок по составленной программе, но у него развязаны руки в реализации конкретных пунктов этой программы.
Витамином роста и развития для учеников является игра. Участвуя в различных мероприятиях, организованных в игровой форме, ребенок учится жить и работать в коллективе, считаться с интересами сверстников. Игра украшает учебу, помогает воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством, становится фактором социального развития его личности. Одним словом, является очень большим аспектом его жизни в школьном детстве. Это может стать его спасением от страхов, средством реализации различных фантазий, достижений и успехов, способом успокоиться и выплеснуть свои эмоции, осуществить воображения и мечтания. В игре на первый план выходят желания, устремления, чувства, мысли и потребности ребенка, где он получает возможность действовать в среде, в которой он живет.
Игра может стать хорошим инструментом для образования, потому что при помощи игры дети черпают свежие знания, приобретают новый опыт и совершенствуют свои навыки.
Для настоящего времени стало характерно сильное увлечение детей, начиная с младшего школьного возраста, компьютерными играми, смартфонами. К сожалению, это способствует вымиранию спортивных и подвижных игр. Таким образом, все чаще мы встречаем развитие гиподинамии – дети почти все время находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры, что существенно негативно сказывается на формировании речевых навыков. В таком случае становятся очень актуальны подвижные игры, способствующие формированию речевой активности, развитию чувства координации, способствуют выработке хорошей реакции. А также, формируют представление об окружающем мире. Внимание детей, в школьном возрасте, еще неустойчиво. Они обладают большой подвижностью и впечатлительностью, в соответствии с этим, игры становятся оптимальным средством для обучения детей. Игра – обязательная часть жизни каждого ребенка, она является их естественной потребностью, приносит радость, счастье и удовлетворение. В то же время она являет собой способ, посредством которого дети узнают о себе, о других, и мир, который их окружает, приобретают навыки для создания социальных связей. Именно из-за этого важно, чтобы все дети имели достаточно времени для игры, являющейся неотъемлемой частью их жизни.
Также, неотъемлемой частью развития личности является похвала и поддержка. Одобрения достоин даже самый маленький успех. Но не нужно хвалить то, что он делает ради своего удовольствия, потому что ему так хочется. Похвалы, произнесенные к месту, помогут сформировать поведение ученика. Помогут ребенку понять, за что и когда ему можно похвалить себя. «Похвала нужна ребенку как воздух», — с этим утверждением согласятся не все. Многие считают, что ребенок естественно стремится к развитию и хвалить его для этого необязательно. В школе на уроках хвалить принято, когда дети соревнуются между собой , дети сравнивают свой результат с результатом одноклассника и сами видят, насколько они справились с заданием.
Если учитель способен обучать без принуждения и наказаний, то, возможно, он сможет и обойтись без похвалы. Однако большинство из нас балансируют между кнутом и пряником.
Ученику достаточно просто внимания, понимания того, что вы его видите и слышите, что он для вас существует. Пока ученик до конца не понял и не принял основные правила и нормы поведения, которым его хотят обучить, очень важно поддерживать его устремления в нужную сторону. Похвала-поддержка на этапе обучения чему‑либо новому просто необходима! И чем больше страха, неуверенности и сложностей, тем тоньше, ювелирние должна быть похвала-поддержка.
Важно понять, какие предметы и дела занимают ученика и приносят ему радость. Творческие способности есть у каждого ученика. Человек не рождается с готовыми способностями, есть только задатки. Наша задача развить эти нежные ростки. Развитие творческих способностей важная задача, которая помогает развить личность с фантазией, воображением и мышлением, способностью к анализу и синтезу. Творческие способности нужно развивать и во внеурочное время. Большое значение имеют кружковые занятия, участие в различных проектах, олимпиадах и конкурсах, при участии в которых ребенок должен научиться переживать негативные эмоции уже в детстве, например, не сумев победить, ребенок сталкивается с определенного рода переживаниями, но концепция конкурсов разработанная лучшими психологами, позволяет воспринимать подобную неудачу как успех, и это очень важно при становлении ребенка, чтобы безболезненно сталкиваться с ними во взрослой жизни. Бывают дети самодостаточные, способные спокойно и планомерно работать над собой на обычных занятиях, даже не помышляя кому-то что-то доказывать. Но для большинства ребят возможность показать себя очень важна как стимул для самосовершенствования и возможность укрепить самооценку.
Жажда открытия, стремление узнать больше, чем предлагает школьный учебник рождаются в головах учеников, начиная с первого класса. В любой школе можно встретить таких учеников, которым хочется узнать больше, и не только на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести ребят на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним словом выявить одарённых детей.
Работа с детьми, которые имеют повышенную мотивацию обучения, требует от педагога более тщательной подготовки, ежедневных усилий и кропотливого труда, расширения пространства урока, а также, огромной внеурочной работы, включающей в себя работу с семьей направленную на создание дружелюбного фона и формирование хорошего отношения к учебе. Только совместная работа с родителями сможет помочь сформировать условия, которые помогут сформироваться необходимым для преодоления трудностей самоопределения и самореализации, а также и самореабилитации в случае неудачи, качествам и свойствам у ребенка. Задача учителя помогать единению, сплочению семьи, созданию хорошего понимания родителей и детей, развитию навыков их совместной работы и общения. Участие родителей в жизни класса создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
Мы должны помочь ребенку поверить с себя, научить ставить цели и достигать их, научить получать удовольствие от того, чем он занимается и доводить начатое до конца. Уверенность в себе не приходит к нам с рождения. Она накапливается с положительным опытом, растет от успехов, снижается от неудач. На веру влияют успехи в учебе, коллектив, отношения сверстников и учителя.
Реализация всех звеньев организации работы с учащимися, позволяет существенно повлиять на выявление одаренных учеников, что способствует научно-техническому и культурному прогрессу во всех регионах Российской Федерации.
Основная задача учителя – научить детей хотеть учиться. Это не просто, но возможно. Применить другой подход, на основе новых отношений учителя и ученика. Зная, что на уроке ученика ждет что-то новое, ожидает открытие он с нетерпением ждет его и бежит туда с радостью. В современной школе дети получают знания не как раньше, в готовом виде, а сотрудничают, взаимодействуют с учителем, и это взаимодействие самое важное, чему ученик должен научиться в начальной школе. Учитель свободен в выборе методов, а также и технологий обучения. Да, он проводит урок по составленной программе, но у него развязаны руки в реализации конкретных пунктов этой программы.
Витамином роста и развития для учеников является игра. Участвуя в различных мероприятиях, организованных в игровой форме, ребенок учится жить и работать в коллективе, считаться с интересами сверстников. Игра украшает учебу, помогает воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством, становится фактором социального развития его личности. Одним словом, является очень большим аспектом его жизни в школьном детстве. Это может стать его спасением от страхов, средством реализации различных фантазий, достижений и успехов, способом успокоиться и выплеснуть свои эмоции, осуществить воображения и мечтания. В игре на первый план выходят желания, устремления, чувства, мысли и потребности ребенка, где он получает возможность действовать в среде, в которой он живет.
Игра может стать хорошим инструментом для образования, потому что при помощи игры дети черпают свежие знания, приобретают новый опыт и совершенствуют свои навыки.
Для настоящего времени стало характерно сильное увлечение детей, начиная с младшего школьного возраста, компьютерными играми, смартфонами. К сожалению, это способствует вымиранию спортивных и подвижных игр. Таким образом, все чаще мы встречаем развитие гиподинамии – дети почти все время находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры, что существенно негативно сказывается на формировании речевых навыков. В таком случае становятся очень актуальны подвижные игры, способствующие формированию речевой активности, развитию чувства координации, способствуют выработке хорошей реакции. А также, формируют представление об окружающем мире. Внимание детей, в школьном возрасте, еще неустойчиво. Они обладают большой подвижностью и впечатлительностью, в соответствии с этим, игры становятся оптимальным средством для обучения детей. Игра – обязательная часть жизни каждого ребенка, она является их естественной потребностью, приносит радость, счастье и удовлетворение. В то же время она являет собой способ, посредством которого дети узнают о себе, о других, и мир, который их окружает, приобретают навыки для создания социальных связей. Именно из-за этого важно, чтобы все дети имели достаточно времени для игры, являющейся неотъемлемой частью их жизни.
Также, неотъемлемой частью развития личности является похвала и поддержка. Одобрения достоин даже самый маленький успех. Но не нужно хвалить то, что он делает ради своего удовольствия, потому что ему так хочется. Похвалы, произнесенные к месту, помогут сформировать поведение ученика. Помогут ребенку понять, за что и когда ему можно похвалить себя. «Похвала нужна ребенку как воздух», — с этим утверждением согласятся не все. Многие считают, что ребенок естественно стремится к развитию и хвалить его для этого необязательно. В школе на уроках хвалить принято, когда дети соревнуются между собой , дети сравнивают свой результат с результатом одноклассника и сами видят, насколько они справились с заданием.
Если учитель способен обучать без принуждения и наказаний, то, возможно, он сможет и обойтись без похвалы. Однако большинство из нас балансируют между кнутом и пряником.
Ученику достаточно просто внимания, понимания того, что вы его видите и слышите, что он для вас существует. Пока ученик до конца не понял и не принял основные правила и нормы поведения, которым его хотят обучить, очень важно поддерживать его устремления в нужную сторону. Похвала-поддержка на этапе обучения чему‑либо новому просто необходима! И чем больше страха, неуверенности и сложностей, тем тоньше, ювелирние должна быть похвала-поддержка.
Важно понять, какие предметы и дела занимают ученика и приносят ему радость. Творческие способности есть у каждого ученика. Человек не рождается с готовыми способностями, есть только задатки. Наша задача развить эти нежные ростки. Развитие творческих способностей важная задача, которая помогает развить личность с фантазией, воображением и мышлением, способностью к анализу и синтезу. Творческие способности нужно развивать и во внеурочное время. Большое значение имеют кружковые занятия, участие в различных проектах, олимпиадах и конкурсах, при участии в которых ребенок должен научиться переживать негативные эмоции уже в детстве, например, не сумев победить, ребенок сталкивается с определенного рода переживаниями, но концепция конкурсов разработанная лучшими психологами, позволяет воспринимать подобную неудачу как успех, и это очень важно при становлении ребенка, чтобы безболезненно сталкиваться с ними во взрослой жизни. Бывают дети самодостаточные, способные спокойно и планомерно работать над собой на обычных занятиях, даже не помышляя кому-то что-то доказывать. Но для большинства ребят возможность показать себя очень важна как стимул для самосовершенствования и возможность укрепить самооценку.
Жажда открытия, стремление узнать больше, чем предлагает школьный учебник рождаются в головах учеников, начиная с первого класса. В любой школе можно встретить таких учеников, которым хочется узнать больше, и не только на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести ребят на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним словом выявить одарённых детей.
Работа с детьми, которые имеют повышенную мотивацию обучения, требует от педагога более тщательной подготовки, ежедневных усилий и кропотливого труда, расширения пространства урока, а также, огромной внеурочной работы, включающей в себя работу с семьей направленную на создание дружелюбного фона и формирование хорошего отношения к учебе. Только совместная работа с родителями сможет помочь сформировать условия, которые помогут сформироваться необходимым для преодоления трудностей самоопределения и самореализации, а также и самореабилитации в случае неудачи, качествам и свойствам у ребенка. Задача учителя помогать единению, сплочению семьи, созданию хорошего понимания родителей и детей, развитию навыков их совместной работы и общения. Участие родителей в жизни класса создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.
Мы должны помочь ребенку поверить с себя, научить ставить цели и достигать их, научить получать удовольствие от того, чем он занимается и доводить начатое до конца. Уверенность в себе не приходит к нам с рождения. Она накапливается с положительным опытом, растет от успехов, снижается от неудач. На веру влияют успехи в учебе, коллектив, отношения сверстников и учителя.
Реализация всех звеньев организации работы с учащимися, позволяет существенно повлиять на выявление одаренных учеников, что способствует научно-техническому и культурному прогрессу во всех регионах Российской Федерации.