Работа над проектом в начальной школе
(из опыта работы)
Коротаева Надежда Аркадьевна,
учитель начальных классов
Стать успешным в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.учитель начальных классов
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее.
Под словом «проект» в начальной школе понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т.п.
Особенности учебных проектов младших школьников
Учебные проекты в младших классах готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с первого класса. (Например, в 1-ом классе предлагаем детям проект «Моя любимая цифра». Ребёнок объясняет, почему эта цифра любимая, где чаще всего встречается, в пословицах и поговорках, сказках, об истории возникновения и т.д.)
Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме, обобщающий урок вполне, может проводиться в форме защиты проекта.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация(защита) проекта. (Чтобы она прошла хорошо, можно раздать детям памятки для подготовки выступления)
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Лучшая защита проекта» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
В учебно-методическом комплекте «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.
Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности.
В этих учебниках проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами.
Эти два блока относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идёт работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.) При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приёмы.
К таким приёмам относятся:
1)Одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2)Включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.
Этапы проектной деятельности
1-й блок работы над проектом
1.Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
2.Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации и т.д.)
3.Сбор информации детьми.
4.Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
2-й блок работы над проектом
1.Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
2.Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
3.Реализация проектов.
4.Презентация проектов.
Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
-Видом деятельности
- изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.)
- подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.)
- проведение исследований;
-Количеством участников (индивидуальная деятельность и коллективная)
-Продолжительностью
-Количеством этапов
-Набором и иерархией ролей
-Необходимостью привлечения взрослых.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Работа выполняется добровольно, учитель не принуждает детей. Ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
На всех этапах родители выступают как помощники. Особенно востребована их помощь при выполнении детьми интегрированных проектов. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации, принять активное участие в определении темы и проблемы проекта, подборе материалов, оформлении продукта.