Эффективные методы и приемы работы с одаренными детьми
Фаизова Эльвира Аслямовна,
ГБОУ СОШ № 381
Ум так относится к таланту, как целое к частному.
Ж. Лабрюйер
В обыденной жизни одаренность-синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала.
Я, как педагог-учитель, ставлю для себя цель- создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Какие же методы и приемы я использую при работе с одаренными детьми?
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. На уроках русского языка и математике одаренным детям кроме заданий в учебниках, даются индивидуальные карточки с подбором заданий высокой сложности. Например, ребусы, задачи повышенной сложности, составление кроссворда, небольшого теста по пройденному разделу. Эти задания помогают при участии в олимпиадах по русскому языку и математике «Русский медвежонок», «Кенгуру». Кроме этого одаренные ученики обычно делают проекты под моим руководством, но самостоятельно. На внеурочной деятельности «Проектная деятельность» мы выбираем совместно тему, предполагаемый продукт, отбираем материал и они начинают его создание. Обычно одаренные ученики с большим интересом начинают создавать что-то собственное. Задача учителя- консультация, помочь ученику преодолеть проблему, развить способности таких детей, расширить его знания.
А также можно использовать следующие формы работы с одаренными учащимися:
-групповые занятия с сильными учащимися,
-факультативы,
-кружки по интересам,
-внеурочная деятельность.
Мы знаем, что по ФГОС каждый ученик с 1-7 классы, имеет право выбирать до 10 часов внеурочной деятельности. Я также предложила своим ученикам, особенно одаренным, следующие внеурочные деятельности: «Математика в играх и задачах», «Город чудный, город славный», «Информатика в играх и задачах», где ставлю перед собой задачи- развитие логического мышления, памяти, внимания, устной речи, а также знания по истории и культуре нашего замечательного города. Учащиеся с удовольствием посещают эти занятия и с легкостью справляются с заданиями повышенной сложности. Отчего это зависит? Стратегия работы с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности опирается на следующие принципы педагогической деятельности:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
-принцип создания условий для совместной работы учащегося при минимальном участии учителя,
-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Исходя из принципа индивидуализации и дифференциации обучения, на различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы- умению учиться.
Что же касается литературного чтения, в своей работе я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Дети делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Свою научную статью хочется закончить высказыванием Л.Фейербаха: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности». Поэтому уважаемые коллеги давайте совместно будем создавать все условия, применять различные формы и методы работы с одаренными детьми, чтобы они чувствовали себя всегда комфортно в наших школах и с удовольствием применяли свои способности для успешного освоения учебного материала и не только.
Перечень литературных источников:
1. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.- М., 1994.
2. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей //Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
3. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя// Ш.А. Амонашвили .-М.: Просвещение, 1987.