Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Психолого-педагогические условия развития
произвольного внимания младших школьников

Голубева Алёна Алексеевна

Вопросы, связанные с развитием внимания школьников, относят к числу самых актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Сегодня проблемы развития внимания у школьников вызывают беспокойство у педагогов, у родителей и психологов, работающих с детьми. Родители жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении домашних заданий. Опыт учителей подтверждает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито произвольное внимание. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Неразвитость произвольного внимания младшим школьникам приносит массу проблем в учебе. Ошибки "по невниманию" в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей. 
Произвольное внимание является одним из новообразований младшего школьного возраста, его развитие является очень важным шагом в формировании учебных действий ребенка.
Изучением внимания и условиями его развития занимались выдающиеся отечественные психологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание свойственно лишь человеку. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания Ковалев А. Г. считает то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
Внимание младшего школьника неустойчиво и легко отвлекаемо. Причиной является повышенная эмоциональная возбудимость. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность, поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают её. С развитием и совершенствованием мышления и контроля младшие школьники всё в большей степени становятся способными сосредоточить своё внимание на главном. 
Строить процесс обучения, опираясь только на непроизвольное внимание, ошибочно.
Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:
1) использовать непроизвольное внимание;
2) содействовать развитию произвольного.
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия развития внимания:

  1. Использование наглядных пособий по теме урока;

  2. Внешние условия: отсутствие раздражителей, соблюдение гигиенических условий;

  3. Правильная организация учебного процесса: смена видов деятельности, темп, разнообразие заданий, составление плана урока, правильное использование принципов и методов;

  4. Развитие у обучающихся ответственности;

  5. Использование мыслительных приемов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

  6. Использование учителем приёмов и средств активизации внимания;

  7.  Развитие у обучающихся умения ставить цели, планировать урок, контролировать свою деятельность, т.е. развитие регулятивных УУД.

Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.
По мнению Л.Ф. Тихомировой, формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами:
1) Стимулирование учащихся. Учитель умело использовал соревнование учащихся «Кто еще лучше прочитает?» «Кто мне так расскажет, что всем будет приятно послушать?» и т.п.
2) Почти полное отсутствие замечаний в форме запрещений («не шумите», «не безобразничайте»), предпочтение давать указания, говоря об учащихся в первом или в третьем лице («слушали внимательно», «вела хорошо»).
      Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям. Некоторые из них:

  1. Найди слова;

  2. Распределение цифр в определенном порядке;

  3. Лови ошибку;

  4. Найди букву;

  5. Найди тень;

  6. Найди двух одинаковых животных;

  7. Корректурные задания;

  8.  Упражнения основанные на принципе точного воспроизведения какого‒либо образца;

  9. Методика Мюнстерберга (и ее модификации);

  10. Тренировка распределения внимания;

  11.  Каждой руке - своё дело;

  12.  Чтение с помехой;

  13.  Упражнение на тренировку распределения внимания;

  14.  Шифровки, ребусы, изографы, анаграммы;

  15. Упражнение «Фотоглаз»

Таким образом, основой непроизвольного внимания служат интересы. Для возбуждения и поддержания этого вида внимания целесообразно использовать эмоциональные факторы, при этом занимательность и интересность должны быть связаны с самим предметом обучения, его содержанием. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Например, «найди слова», «лови ошибку», «найди букву» и др. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.

 

      Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования— М.: Просвещение, 2016. ‒53 с.
2.Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -М.: Академия, 2004.226с.
3. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы Учебное пособие. М.: Владос, 2013. – 512 с.
4. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. − М.: Изд. Московского университета, 2004. - 140 с, с.89
5. Гин А.А.  Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 2017. 112с.
6. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2007. 256 с.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»