Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока по русскому языку для дополнительных занятий с детьми-мигрантами

Городская среда: Санкт-Петербург

Евсеенкова Ксения Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Центр «Динамика» № 616
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация: Данная методическая разработка представляет первый урок из цикла учебных материалов к курсу по русскому языку как иностранному для детей-мигрантов, обучающихся в 3-4 классах общеобразовательных школ с разноуровневыми знаниями языка (начальный этап).
Материалы преимущественно направлены на расширение лексического запаса обучающихся и носят лингвострановедческий характер.
Особое внимание уделено основным этапам работы с лексикой: семантизации, закреплению значения слова и контролю изученных слов.
Ключевые слова: лингвострановедение, русский как иностранный, семантизация, дети-инофоны.
 
Methodical development of the russian language lesson to migrant children: «City environment: St. Petersburg»
Evseenkova K.S., 2019
SBEI «Dinamica Centre» #616
Admiralteysky District, teacher of The Russian language and literature, St. Petersburg.
Annotation. This is the first Russian language lesson in the class to migrant children in public schools.
The materials are mainly aimed at expanding the vocabulary of students and are linguistic and cultural.
Particular attention is paid to the main stages of working with the vocabulary: semantization, consolidation of the meaning of the word and control of the studied words.
Key words: linguistic study, Russian as a second language, migrant children, semantization.
Тема урока: Город, в котором я живу… (история основания Санкт-Петербурга)
Цели:
Практическая:
Освоение лексики, отражающей базовые знания по теме «Основание Санкт-Петербурга» и обеспечивающей общение в рамках заданной темы.
Общеобразовательная:
Формирование лингвострановедческих знаний об истории создания Санкт-Петербурга.
Воспитательная:
Формирование положительного отношения к городу и стране, в которой проживают ученики.
Планируемые УУД:
Познавательные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности 
Ход урока
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
  1. Организационный момент.
Здравствуйте! Мы начинаем курс уроков, посвященных городу, в котором вы живете (слайды 1, 2, ). Здороваются, настраиваются на рабочий лад.
  1. Фонетическая разминка.
Но сначала мы проведем фонетическую разминку, чтобы поднять друг другу настроение и научиться лучше проговаривать новые слова (слайд 4).
Жа-жа-жа – ходят два ежа.
Жо-жо-жо – выйду на лужок.
Жу-жу-жу – ленту повяжу.
Жи-жи-жи – у меня ножи.

 
Повторяют стихотворение за учителем, глядя на слайд.
  1. Постановка целей и задач.
Молодцы!
Наша сегодняшняя задача – поближе познакомиться с городом, в котором вы живете. Узнать, чем же он отличается от других городов.
В этом вам помогут слова, которые вы видите на слайде (слайд 3).

 
Просматривают слайды
  1. Работа с текстом. Этимологическая справка. Ознакомление с новой лексикой.
Вы живете в городе…. А это значит, что вы – горожане. А знаете ли вы когда-нибудь, что значит слово «город»? (слайд 5)
Давным-давно люди начали огораживать  дома, где они жили, от нападения врагов и диких зверей, обносить дома изгородями.
Отсюда и слово – «город». Современный город тоже ограждает, огораживает жизнь людей от неудобств (слайд 6).
Еще есть слово ограда. «Ограда летнего сада» (слайд 7).
Смотрят на слайды. Отвечают на вопросы. Рассуждают о происхождении слова «город».
  1. Отработка лексики.
Задание 1. (слайд 8)
1) Найдите корень у слова «город».  Подберите к нему однокоренные слова.
NB! Обратите внимание на чередование г/ж в корне.
2) Город – это он, она или оно?
3) Как вы назовете очень маленький город?
Шаг –шажок
Ветер-ветерок
Город – городок
4) А как называется город, в котором вы живете?
Выполняют задания.
  1. Работа с видеозаписью: поиск слов, закрепление.
Правильно – Санкт-Петербург! Давайте полюбуемся на наш город. Внимательно посмотрите видеофрагмент. Что вы увидели? Какие места, здания? Постарайтесь запомнить (слайд 9).
А теперь поиграем в «Снежный ком». Первый ученик называет то, что он увидел. Второй повторяет то, что увидел первый и называет свое слово. Например: Я увидела ограду. Аслан: «Ксения Сергеевна увидела ограду, а я увидел собор»… и т. Д. Из игры вылетает тот, кто забыл слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше слов.
Задание 3. Ответьте на вопросы (слайд 10)
Сколько, оказывается, интересного вы увидели!
Дворец, арка, памятник, Спас-на-Крови, собор, мост, корабль, дорога, проспект, фонтан…
Давайте еще раз посмотрим на ограду.
  • Какая она?
  • Большая или маленькая?
  • Красивая или некрасивая?
  • Какого она цвета/цветов?
Опишите так любое другое названное слово.
  • Выберите слова из списка, подходящие к описанию Санкт-Петербурга (Слайд 11):
  • Большой
  • Маленький
  • Старая
  • Молодой
  • Многолюдный
  • Разноцветное
  • Шумная
  • Удивительный
Подберите определения самостоятельно.
 
Смотрят видео, играют в «Снежный ком», отвечают на вопросы.
  1. Физкультминутка
Посмотрите, какие слова вы выбрали. Давайте передохнем и поиграем в «Слова наоборот» (слайд 12).
(Правила: Взрослый бросает ребенку мяч/мягкую игрушку, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумывая слово-антоним, бросает мяч обратно, называя своё «слово наоборот». Можно добавить к этому любые другие физические упражнение: приседает и бросает обратно и т. д.)
Культурный – бескультурный
Большой – маленький
Шумный – тихий
Широкий – узкий
Высокий – низкий
Длинный – короткий
Молодой- старый
Четный – нечетный
Многолюдный – безлюдный
Бросают друг другу мяч, называя антонимы.
  1. Составление «визитной карточки города» по ходу работы с текстом.
Очень часто люди при знакомстве обмениваются друг с другом визитными карточками: там указано все самое главное о них (слайд 13).
Давайте представим себе, как бы выглядела визитная карточка нашего города. Наверное, на ней было бы написано его название и возраст, а еще обязательно помещен герб. Герб – это отличительный знак любого города, его символ. Посмотришь на такую визитную карточку и можно считать, что знакомство с городом состоялось (слайд 14).
Итак, название нашего города – Санкт-Петербург? Как вы думаете, почему он так назван?
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Впишите в вашу визитную карточку информацию (слайды 15, 16).
Тексты:
Название города
Город строил  царь Петр, поэтому многие думают, что Петербург назвали в честь самого царя. Нетрудно догадаться, что «Петер» - это «Петр». Но царь назвал город не в свою честь, а в честь своего святого защитника. «Санкт» значит «святой», то есть Санкт-Петербург – это город Святого Петра.  Нашему городу уже 312 лет. День рождения Петербурга отмечают 27 мая, потому что в этот день в 1703 году начали строить наш город.
Вопросы:
  • По чьей воле строился Санкт-Петербург?
  • Почему город так назван?
  • Сколько лет Санкт-Петербургу?
 
У каждого города есть свои символы – флаг и герб. Они дают основную информацию о городе.
Герб – это самый главный знак любого города.
Вопросы:
  • Объясните, что такое герб?
  • Что на нем изображено?
Давайте сверимся, что у вас получилось? (слайд 17).
Читают, осмысливают, отвечают на вопросы, заполняют «визитную карточку города», рисуют герб.
  1. Домашнее задание
Замечательно! Теперь каждый из вас знает самое важное о городе, в котором живет.
Дома вам предстоит составить визитную карточку вашего родного города (слайд 18).
Домашнее задание:
  • Составьте визитную карточку своего родного города.
  • Придумайте и нарисуйте свой герб. Опишите его: что на нем изображено?
Записывают домашнее задание
  1. Рефлексия
Вам понравился урок? Самое время отрефлексировать – подумать, что вам этот урок дал.
Рефлексия (слайд 20).
Выберите фразу и закончите ее самостоятельно:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Или придумайте свой вариант
Заполняют рефлексивные карточки.
 
Список литературы
  1. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. – СПб, 1996.
  2. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.- Спб.: Литера, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
 

 
Название города  Санкт-Петербург Герб
Возраст города    
Основатель  
Какой это город?  
Словарь к уроку
Город/городок/городище
Горожане
Ограда /Огораживать/Ограждать/Изгородь
Санкт-Петербург
Россия
Герб
Символ
Флаг
Собор
Памятник
Дворец
Визитная карточка
Название
Возраст
Игра «Снежный ком»
Цель: развитее внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить своё, например, «слон», «жираф». Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил» и так далее по кругу до тех пор, пока кто – нибудь не ошибётся. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. Аналогичным образом можно придумывать «Детектив», по одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги», «крик», «удар» ит.д. Можно разрешить детям подсказывать друг другу, но используя только жесты.

 
 
 

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»