Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методические приемы, применяемые на уроках по ФГОС

Вилкова Анна Ивановна
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются обще учебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.  При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее «Как учить так, чтобы вызывать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться» и «Как мне этому научиться?».
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.
Приёмы технологии педмастерских.
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами, которая возникла во Франции 70 лет назад по воле психологов, писателей, философов. Обратимся к научному понятию технологии педагогической мастерской. Своё название технология получила, что у неё есть МАСТЕР. Но мастерская — это не место, не территория, а событие в жизни и мастера, и учеников. Здесь строят знания. Их не даёт учитель «из клювика в клювик» и даже не подводит к ним, как в проблемном обучении. Он только создаёт условия, придумывает заранее ситуации, которые мотивируют детей на самостоятельный поиск, как вопросов, так и ответов на свои же вопросы.  Мастер лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нём участие все, включая самого мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить новую информацию, а передать способы работы, будь то естественно - научное исследование, текстологический анализ художественного произведения и др. Основа работы мастерской – это чередование в погружение в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. В мастерской учат главному – человек неповторим, он интересен именно свей непохожестью на других. Мастерская даёт ученикам творческий опыт дерзновения, а не опыт послушания. Можно ли все уроки проводить в форме французских мастерских? Нет. Эти уроки, эмоционально и творчески насыщенные, будут хорошо выделяться на фоне спокойных уроков отработки знаний. В этом ряду они не потеряют своей силы и яркости.
Основные этапы работы в мастерской могут быть одними и теми же, но это не жёсткое требование однообразия формы. Какое-то действие становится ведущим, и время, отведённое на этот этап мастерской, увеличивается за счёт других этапов. Какой-то фрагмент может быть опущен, а какой-то повторяется многократно.
— индивидуальная работа — настройка, погружение, первоначальная            работа с текстом, поиск вопросов, мыслей, ассоциаций; ситуация выбора, определение пути поиска;
— парная работа — дополнение своих мыслей и идей за счёт общения с одноклассником, поиск совпадений или разногласий, согласование позиций, первичная проверка на крепость своих аргументов и предположений, совместный поиск знаний;
— групповая работа (4-5 чел.) — создание общего продукта, его предъявление и доработка; новое обогащение идеями и отстаивание своих знаний перед группой; «выращивание» новых знаний; опыт общения, ведения дискуссии.
Приёмы формирования познавательных УУД.
Приём «ключевых слов».
Данный приём помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий, следующая:
- учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.);
- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчёркивают в нём ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика);
- участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.
Приём «Чтение с пометками».
 Суть приёма: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» — это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
Приём «Толстый и тонкий» вопрос.
 Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста.
Технология:
1) учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения;
2) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов);
3) каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом, формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).
Приёмы технологии развития критического мышления
через чтение и письмо.
Приём «Дерево предсказаний».
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” — это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки”
-аргументы.
Приём «Условные значки».
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
 Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
«?» - я это знал, “+” — это для меня новое, “-” — это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Приём «Сюжетная таблица».
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Приём «толстых» и «тонких» вопросов.
Толстые вопросы                       Тонкие вопросы
                  Объясните, почему?                                Кто..?
             Почему Вы так думаете?                             Что…?
             Почему Вы так считаете?                            Когда…?
              В чём различие?                                         Может….?
      Предположите, что будет, если…?                       Будет….?
                   Что, если…?                                                   Мог ли…?
Приём «Перепутанные цепочки».
1.Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
2.Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
3.Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Приём « Верные и неверные утверждения».
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
Приём «Бортовой журнал».
Что я знаю по теме Что нового узнал Что не понял
     
                         
Приём «Двухчастный дневник».
Вопросительные слова Основные понятия темы
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему и т.д ?
 
Приём «Корзина» идей, понятий, имен...».
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока.
 На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме урока.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного.
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Корзина идей, понятий, имен…».
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определённое время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали всё, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
 Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации.
Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-(Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Приём «Мудрые совы».
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.
Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешённых проблем, определение последующих этапов работы. 
Приём «Чтение со стопами».
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Вовремя «стопа» идёт обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Приём «Чтение с остановками».
По названию текста определяют, о чём будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задаётся проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»