Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Игровые технологии социально-коммуникативного развития
дошкольников и младших школьников
Санамян Лиана Григорьевна
В стандарте дошкольного образования выделяется пять основных образовательных областей (направлений) обеспечивающих развитие дошкольника в различных видах детской деятельности:
социально‑коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
На основе ФГОС дошкольного и школьного образования выделяется направление (область) социально‑коммуникативное развитие.
Оно направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Для решения этих задач используются вариативные технологии, предполагающие исходя из поставленных задач выбор средств, методов, условий приемов и методов взаимодействия педагога с детьми.
Педагогическая технология в дошкольном и начальном школьном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, используемых в воспитательно-образовательном процессе для достижения поставленной цели (описание процесса достижения планируемых результатов обучения).
Федеральный государственный стандарт ориентируют педагогов на взаимодействия с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:
  • использования образовательных технологий деятельностного типа;
  • субъектном отношении педагога к ребенку;
  • индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
  • мотивационном подходе;
  • доброжелательном отношении к ребенку
Значение игровых технологий:
  • Именно игра позволяет сделать содержание социально-коммуникативного развития - знакомство с правилами и поведения, способами проявления внимания, сочувствия со-радости и т.д. интересным для дошкольника. Игра позволяет избежать «дидактизма» в воспитании.
  • Игра позволяет ребенку занять активную позицию, быть не слушателем, а участником.
  • Игры, игровые ситуации затрагивают чувства ребенка, формируют его отношения к окружающим. Это особенно важно в его социально-личностном развитии.
  • Игровые ситуации позволяют смоделировать проблемы, с которыми ребенок не сталкивался в повседневной жизни, позволяют обогатить личный поведенческий опыт ребенка
Особую роль в игровых технологиях занимают разные формы игр и игровых ситуаций:
  • Коммуникативные игры (Игры знакомства, игры на развитие интереса и внимания к партнеру по общению, игры на развитие умений взаимодействовать со сверстниками)
    Игры-имитации, пантомимические этюды способствующие передаче различных чувств и состояний героев.
    Игры-этюды на передачу различных чувств и настроений героев
    Сюжетные игры-этюды- игры, направленные на проявление заботы, сочувствия, со-радости по отношению к разным персонажам.
    Игры-демонстрации –обыгрывание на глазах у детей простых диалогов, сюжетов с куклой или др. игрушками, в которые включаются сами дети.
  • Сюжетно-дидактические игры-игры, имеющие сюжет и роли как сюжетно-ролевые игры, но организующую роль в них принадлежит педагогу.
  • Сюжетно ролевые игры- в которых воспитатель обращает внимание на характер отношений между героями, культуру общения, отзывчивость и внимание персонажей по отношению друг к другу
Условия реализации социально-коммуникативной технологии:
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка в группе детского сада.
  • Ориентированность педагогического процесса группы на особенности воспитанников, их достижения, умения, проблемы.
  • Внимание педагога к социально-личностному развитию дошкольников не только в ходе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
  • Умение педагога занимать разные педагогические позиции во взаимодействии с детьми- «наставника», «партнера», «опекаемого».
  • Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников в решении задач социально-личностного развития детей.
Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
  • Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
  • Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
  • Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях
  • Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
  • Формирование представлений о родном городе и стране, развитие гражданско-патриотических чувств.
  • Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства,
  • Желания следовать социально-одобряемым нормам поведения,
  • Помощь детям в осознании роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Методы социально-коммуникативного развития будут:
  • организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов,
  • личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
  • сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);
  • совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
  • познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире;
Социально-коммуникативному развитию дошкольников будут способствовать:
экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
- игры-путешествия по родной стране, городу;
- чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
праздники, досуги, направленные на знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы;
Дошкольники при сопровождении воспитателя начинают понимать:
многообразие чувств, переживаемых людьми, формы выражения чувств и настроений (жесты, мимику, интонацию голоса, речь, движения, позы).
• Обстоятельства и причины, вызывающие те или иные чувства человека (поступки и действия других людей, природные явления, искусство, поэзию и пр.).
• Созвучность эмоций человека и окружающего мира (состояние природы, содержание музыки, живописи, настрое­ние других людей).
• Связь эмоций человека и его физического состояния (усталость, болезнь, бодрость, выздоровление).
• Важность проявления отзывчивости и добрых чувств, учета эмоционального, физического состояния и настроения близких людей.
• Необходимость сдерживания негативных эмоций (злобы, раздражительности, высокомерия) и выражения их в адекватных формах, недопустимость причи­нения вреда людям и животным
Для развития умений понимать разные эмоции и чувства педагог побуждает детей:
  • На картинках и пиктограммах рассматривать мимику людей с разными эмоциями.
  • Сравнивать выражение глаз, положение губ, бровей, характерные жесты, интонацию голоса при тех или иных эмоциональных состояниях
  • Отражать мир эмоций в рисунках, в коллажах.
  • Передавать эмоции и соответствующие действия людей и животных в театрализованных этюдах и играх, в образных игровых импровизациях.
Игровая ситуация «Кто в домике живет?»
Цель - развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.
Содержание ситуации. На доске помещаются изображения четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, изображающая какую- либо эмоцию. (Выбор эмоции воспитатель определяет сам, в зави­симости от того, в различении каких эмоций он хочет поуп­ражнять детей.) Отдельно предлагаются картинки с изображе­ниями людей разного возраста и пола с разными эмоциональ­ными состояниями.
Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом - радости, грусти, гнева, удивления, - кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева - только сердитые, злые люди, в желтом доме грусти в окна будут смотреть грустные, печальные люди, а в зеленом доме удивления живут люди, которых все удивляет.
Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие
умения понимать и передавать эмоции и чувства с помощью различных средств:
«Узнай настроение по выражению лица»
«Найди на картинках людей с одинаковым настроением»
«Веселая страна»( собираем в веселую страну только изображения веселых, радостных персонажей).
«Разговор с инопланетянином» (объясняемся с помощью мимики и жестов)
«Определи по голосу, какое настроение у робота»
Воспитание культуры поведения и общения:
В старшем дошкольном возрасте культура поведения ребенка становится более разнообразной. Увеличивается объем правил, они начинают определять не только отдельные действия и поступки ребенка (сказать «спасибо», «пожалуйста», поздороваться, попрощаться и т. п.), но весь образ его жизни с позиции культурных требований.
Повышается общая осознанность культурных норм.
Поведение детей становится более гибким.
Дошкольники знакомятся с правилами этикета, появляют­ся требования к манерам поведения: держаться естественно, разговаривая, смотреть в глаза собеседника; не уходить, если разговор не закончен, не перебивать говорящего, дать ему высказаться, понятно выра­жать свои мысли.
Воспитатель объясняет детям, что культурный человек отличается доброжелательностью, вежливостью, умением проявить терпение и внимание к другому.
Старшие дошкольники получают представление о том, как культурно вести себя в общественных местах: в магазине, в транспорте, в кино и театре, в музее, в кафе. В старшем дошкольном возрасте обсуждаются проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения:
«Как правильно поступить?»,
«Поче­му обиделась Оля?»,
«Как поздравить маму и бабушку с днем 8 Марта?»
Правила культуры поведения развиваются и закрепляются в практических ситуациях и играх:
 «Звонок по телефону»
 «Мы едим в автобусе»
«Смотрим спектакль в театре»
«Мы посещаем музей»
«Мы пришли в кафе»
Игра «Вспомним добрые слова»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произ­носит начало фразы. Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем ...
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем ...
3. Когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу ...
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я ...
Игра «Найдем вежливые слова»
Задача детей - отвечая на вопросы воспитателя, найти больше вариантов вежливых слов и обращений.
Как сказать лучше, если: мы встречаем долгожданных гостей; мы поздравляем маму с днем рождения; мы выражаем благодарность; мы обращаемся с просьбой; мы хотим узнать, где находится магазин или автобусная остановка и пр. Победитель получает приз.
Игра «Дай совет»
Детям предлагаются ситуации: «Ты поссорился С другом, а теперь хочешь помириться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит в руках другой ребенок. Как можно поступить? Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку.
Развивая детские взаимоотношения и сотрудничество Воспитатель включает детей в игровых ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
При поддержке воспитателя старшие дошкольники овладевают умениями совместной деятельности:
принимать общую цель,
договариваться о способах деятельности и материалах,
в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу,
 добиваться хорошего результата,
выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям
Постепенно воспитатель учит дошкольников осваивать разные формы совместной деятельности со сверстниками:
работа парами (Игры: «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки», «Сапожки в подарок»),
подгруппами (Практическая ситуация «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми (Практическая ситуация «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»)
Коммуникативные игры:
Игры на умение вступать в контакт- «Приятные слова», «Добрые пожелания», «Найди пару».
Игры на развитие интереса, внимания к сверстнику «Подарки», «Угадай по голосу», «Узнай по описанию», «Радио»
 Игры на развитие невербальных умений общения «Заколдованный мальчик», «Зоопарк», «Скульптура»,
Игры на развитие умений взаимодействовать в группе сверстников «Коллективный рисунок», «Встань по пальцам», «Кто больше соберет игрушек»
В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель активно привлекает детей к организации общей жизни
Для этого он использует прием совместного обсуждения:
  • В какие игры поиграть на прогулке
  • Как украсить группу к празднику
  • Что нового внести в игровой уголок
  • Какую выставку детских работ сделать
  • Что приготовить мамам на праздник.
  • Важно, чтобы воспитатель умел советоваться с детьми, прислушиваться к их мнению, учитывать пожелания детей.
Ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь делать сам»
Ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду»- «Поможем малышам ухаживать за игрушками, растениями», «Научим малышей водить хороводы» «Сделаем малышам подарки»
Ситуации типа «Наши добрые дела» - «Напишем письмо больному другу», «Сделаем выставку для наших родителей», «Посыплем дорожки песком, чтобы никто не упал», «Поздравим няню с нем рождения»
Ситуации проблемно-эвристического характера -Как быть, что делать? «На шкафчиках в раздевалке отклеились картинки», «На полу нашли разлитую воду», «Куда-то пропали карандаши», «Нет вазочек для конфет на день рождение друга»
Для развития представлений о себе, своих возможностях
Педагог в играх и коммуникативных ситуациях предлагает описать особенности своей внешности, некоторые черты характера рассказать о своих склонностях и интересах:
«Автопортрет»,
«Что я умею лучше всех»
«Чему бы я хотел научиться»
В беседах, в составлении рукописных книг, альбомов педагог побуждает детей вспомнить о своем детстве, сравнивать свои возможности и умения в настоящем времени и в раннем детстве,
ощущать свое взросление и самостоятельность, высказываться о своих достижениях (я научился…, я умею…, раньше не получалось,   а теперь…).
Обогащение представлений об истории, традициях семьи, развитие умений проявления внимания к близким в семье
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воспитатель развивает представления детей о членах семьи, дальних и близких родственниках, способах поддержания родственных отношений.
Воспитатель знакомит детей с понятием «род», раскрывает некоторые способы происхождения фамилий и отчества.
Педагог с детьми обсуждает семейные традиции разных семей.
Развивает интерес к истории семьи, желание поддерживать традиции своей семьи.
 Игры и игровые ситуации:
«Составь свой род»
(«семейное дерево», прошлое и на­стоящее семьи). 
"Мамины помощники» (домашняя утварь, электробытовые приборы и т.д.).
"Что в имени родном?». (родственные связи и отношения ). 
"Дружно мы в семье живем". (взаимопомощь, доверие, согласие). 
"Нет бездельников у нас".
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте педагог развивает интерес дошкольников к родной стране, ее истории и культуре
Для этого в группе создается развивающий центр «Моя страна» для самостоятельной и совместной с педагогом деятельности Материалы такого центра могут быть разнообразны-
 макеты славянских поселений;
 книги о городе;
иллюстрации к сказкам народов России
 изделия народных промыслов, народные игрушки,
настольно-печатные игры, такие как например «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища образа жизни славянских народов), «Геральдика и государственные праздники»,
пазлы, вкладыши, кубики (с изображением достопримечательностей России, ее природных особенностей), настольные конструкторы «Наш город»);
альбомы для раскрашивания о городе и стране,
схемы сражений, модели русских кораблей,
созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории и современности своего района, города, страны. В такой центр хорошо включить иллюстрированные детские энциклопедии о России, политическую карту мира, физическую карту России, карту края или области, в которой живут дети
Решая задачи развития представлений о родной стране, интереса к ней воспитатель использует разнообразные формы и методы:
  • Беседы и разговоры с детьми,
  • игры-занятия;
  • рассказы детей и взрослых,
  • рассматривание фотографий и иллюстраций,
  • экскурсии и целевые прогулки,
  • игры-путешествия,
  • дидактические игры,
  • чтение книг и изучение энциклопедий,
  • совместную деятельность с детьми с картами и схемами.
  • детская проектная деятельность
Особое значение для дошкольников имеют те формы работы, где они могут проявить свое отношение к родному городу, стране, жизни других народов.
Для развития детских интересов очень важно чтобы педагог планировал в повседневной жизни разговоры с детьми о разных сторонах жизни страны, ориентируясь на вопросы, интересы самих детей.
Например, « Как назывался наш город раньше?», «Был ли Санкт-Петербург столицей России?», «Самый красивый уголок России», «Что интересного есть в разных странах», «Чем похожи и отличаются разные народы России».
Игры- путешествия:
«Путешествие по просторам Севера»
«Путешествия в прошлое нашего города»
«Путешествие в прошлое предметов»
Проявить и расширить собственные представления детей о России и других странах, развивать интерес к их символике, традициям, природе помогут дидактические игры:
«Найди флаг и герб России», в которой разным командам дошкольников предлагается как можно быстрее выбрать флаг и герб России из других похожих флагов и гербов других стран и объяснить свой выбор.
«Кто больше назовет?», в которой дети по очереди называют города России (реки, озера и моря, национальные праздники, героев России, известных писателей, художников и др.). Выигрывает тот, кто говорит название последним.
«Найди пару». В этой игре детям предлагается составить пары из предлагаемых картинок– флаги и гербы России и других знакомых ребенку стран, природные особенности края и люди в типичных для края костюмах (чабан, житель крайнего севера, житель средней полосы, южанин), их жилища,
«Найди соседей»-В игре используются контурные изображения России и наиболее знакомых дошкольникам стран-соседей (Финляндии, Прибалтийские страны, Украина, Казахстан и другие). Эти изображения можно вырезать из политической карты Евразии и наклеить на картон так, чтобы они могли соединяться с Россией совпадая границами (по принципу пазлов).
Для обогащения представлений детей о природе, жизни людей в разных регионах России могут использоваться:
  • совместные с педагогом дидактические и сюжетно-дидактические игры «Чудеса в решете», «Отгадай, где живут», «Собери цветок».
  • праздники и досуги
  • «Веселая ярмарка» (русские народные игры и забавы, народные загадки, пословицы, потешки, создание изделий народных промыслов),
  • «Все флаги будут в гости к нам»,
  • «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии России и других стран).
Интересной формой взаимодействия педагогов, детей и родителей, которая поможет расширить представления старших дошкольников о родной стране, развить детскую любознательность, сблизит родителей и детей может стать метод совместных проектов.
Совместные детско-родительские проекты могут создаваться на разном содержании, в ходе их реализации старшие дошкольники учатся тому, как:
можно найти информацию по интересующей проблеме
построить рассказ о ней для других детей,
проиллюстрировать его фотографиями и рисунками.
Организация детской проектной деятельности гражданско-патриотической направленности:
  • Детско-родительский проект «Энциклопедии городов Российских».
  • План представления каждого города в «Энциклопедии»:
  • 1.Визитная карточка города. (Герб, флаг, день рождения, символы города).
  • 2.Природа и климат. (Яркие особенности природы и климата местности).
  • 3.Богатства города. (Музеи, театры, сады и парки, знаменитые горожане).
  • 4.Самое удивительное в городе. (То, чем город славен: традиции, фольклор, достижения науки и техники, героическое прошлое и т.п.).
  • Варианты тематики детских проектов:
  • «Чудеса Ленинградской области»
  • «Выставка лучших российских товаров». 
  • «Дневник Олимпиады»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»