Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности самоорганизации в младшем школьном возрасте

 
Филиппович Галина Наумовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
 
Учебная деятельность, которую осваивает ребёнок, требует достижения высокого уровня самоорганизации.
В работах таких психологов, как Б.Ф. Ломов и В.Д. Шадриков, которые занимались проблемами в педагогической психологии, в деятельности выделяются такие компоненты, как мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий. По содержанию эти компоненты соответствуют более ранним описаниям общего состава деятельности в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и других отечественных психологов. Так, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения являются ориентировочными актами деятельности, действия - исполнительными актами, проверка результатов и коррекция - контрольными актами.
В самоорганизации выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция.
1. Целеполагание характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Развитое целеполагание означает умение самостоятельно выдвигать цели, осознанно организовать свою деятельность, при этом, цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Ребёнок с низким уровнем целеполагания цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно. Его цели плохо проработаны, малореалистичны, подвержены частой смене.
2. Анализ ситуации характеризует индивидуальные особенности выявления и анализа ребёнком значимых внешних и внутренних условий достижения целей, степень их осознанности и адекватности. Умение анализировать ситуации это - способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что позволяет определять направления деятельности и его этапы в соответствии с принятыми целями. Неумение выделить значимые условия достижения поставленной цели, как правило, не позволяет разработать реалистичную программу действий.
3. Планирование характеризует индивидуальные особенности планирования своей деятельности. Высокий уровень планирования проявляется в том, что ребёнок способен самостоятельно разрабатывать развернутые и детализированные планы (модели) своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Создаваемые планы отличаются иерархичностью и глубиной проработки. Дети младшего школьного возраста с низким уровнем планирования не умеют продумывать последовательность своих действий, они не могут самостоятельно сформировать план своей деятельности, двигаются путем проб и ошибок.
4. Самоконтроль характеризует индивидуальные особенности контроля и оценки ребёнком собственных действий, психических процессов и состояний. Высокий уровень развития самоконтроля свидетельствует о внимательности, сформированности критериев оценки достижения конечной и промежуточных целей, адекватности контроля выполняемой деятельности. При низком самоконтроле ребёнок не замечает своих ошибок и рассогласования полученных результатов с целью деятельности, некритичен к своим действиям, критерии оценки достижения целей недостаточно устойчивы.
5. Волевая регуляция характеризует индивидуальные особенности регуляции собственных действий, психических процессов и состояний. Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем волевой регуляции могут целенаправленно регулировать свои психические процессы и реализовывать собственные планы. Дети с неразвитыми волевыми качествами не способны мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели.
6. Коррекция характеризует индивидуальные особенности изменения ребёнком (при изменении ситуации): своего поведения, целей, способов и направленности анализа значимых условий, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля и волевой регуляции. Дети, с высоким уровнем коррекцией демонстрируют гибкость указанных процессов, своевременно вносят коррективы при выявлении рассогласования полученных результатов с принятой целью. Дети с низким уровнем коррекции не стремятся к исправлению ошибок, не способны к совершенствованию своей учебной деятельности.
Анализ всех компонентов самоорганизации позволяет определить общий уровень сформированности индивидуальной системы организации процесса собственной деятельности. Высокий общий уровень самоорганизации свидетельствуют об автономности ребёнка в организации собственной жизни, его способности самостоятельно и осознанно ставить цели, анализировать ситуацию, моделировать работу по достижению выдвинутой цели, выделять критерии её оценки и контролировать ход выполнения как промежуточных, так и конечных результатов деятельности, адекватно и оперативно реагировать на любые изменения.
Делая вывод, можно сказать, что у детей младшего школьного возраста с низким общим уровнем самоорганизации потребность в осознанной, самостоятельной организации собственной деятельности не сформирована. Они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, часто и некритично следуют чужим советам. Их цели и планы действий вырабатываются под влиянием других людей, несамостоятельно. При отсутствии посторонней помощи у детей неизбежно возникают проблемы в организации собственной деятельности. Тем самым, задача педагога, повышать уровень самоорганизации у детей младшего школьного возраста.

Список литературы:
1. Воробьёва М.А. Журнал "Педагогическое образование в России", -№6. 2012.
2. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Издательство Московского университета, - 1994.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, - 1984.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»