Сценарий семейного праздника в3 классе
Потомучки спешат на помощь
Марьина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУСОШ №73 г. Киров
учитель начальных классов
МБОУСОШ №73 г. Киров
Будет в семье лад, коли книге рад
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Ознакомить детей с кругом научно-познавательной литературы, показать ее разнообразие, повысить интерес к чтению данной литературы.
2.Закрепить навыки умения пользоваться справочной литературой.
3.Помочь родителям в привлечении детей к чтению.
4.Формировать навыки совместной творческой деятельности родителей и детей.
Выставка: 1)«Читалочка - помогалочка»
2)« Любимые книги наших пап и мам, дедушек и бабушек»
3) «Книги трех поколений: - из детства бабушек и дедушек;
- когда твои родители были детьми;
- наши любимые книги
4) Конкурс « Портрет моей семьи»
Ход праздника.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы очень рады, что вы, несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли к нам в библиотеку, чтобы отдохнуть и принять участие в семейной игровой программе. Наша программа для любознательных, сообразительных, знающих, остроумных.
Семья для каждого из нас - самое важное и нужное в жизни. И если семье царит взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.
В нашей встрече принимаю участие семьи: (идет представление семей )
«Совет Мудрейших» ( представляют жюри) .
Ученик:
О.Рощин
СЕМЕЙНЫЙ МАЯЧОК.
В доме пахнет пирогами, Корабли уходят в море,
Чисто вымыты полы: Ветер парус их напряг.
Здесь сегодня соберутся Чтоб прийти к далекой цели,
Люди близкие мои. Нужен компас и маяк.
Будут песни, будут шутки Так и мы идем по жизни
И играть аккордеон, За далекою мечтой.
И под бабушкины песни Пусть СЕМЬЯ нам будет вечной
Не умолкнет долго он. Путеводною звездой.
Я люблю очаг семейный:
В нем и чисто, и светло.
Что б там не было снаружи,
Мне уютно и тепло.
Яна Рощина
ПРО СЕМЬЮ.
Семья - это МЫ. Семья – это – Я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья - это братья сестры родные мои.
Семья - это бабушки две дорогие.
Семья - это крестный, и тети, и дяди.
Семья – это елка в красивом наряде.
Семья - это праздник за круглым столом.
Семья - это счастье, семья- это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Учитель: У нас сегодня необычный праздник, в нем будут принимать участие вместе с вами родители. Много необычного и интересного хранится на страницах научно-познавательных книг, энциклопедиях, справочниках. Они наши постоянные помощники, друзья в овладении знаниями.
Эти книги расширяют наш кругозор, призывают мечтать, позволяют заглядывать в будущее, учат трудиться, помогают избегать ошибок в той или иной работе
Сколько интересного вокруг! В окно видно землю и небо. За дверями протянулись дороги. Идут люди. Шумят деревья. Кружатся птицы. В космос отправляются космические корабли. Строятся дома. Тикают часы. Бьется наше сердце. Обо всем хочется знать. И сотни вопросов роятся у вас в голове. Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Отчего? Зачем? Почему? Вы будете расти, учиться, читать хорошие книги, слушать музыку, смотреть и слушать интересные передачи, расспрашивать родителей, знающих людей, ученых. Постепенно вы узнаете много и сможете ответить на многие вопросы сами. Чтобы стать образованным, культурным человеком необходимо учиться и познавать всю жизнь. Обо всем на свете ни один человек не может знать, но у него всегда есть и будут прекрасные помощники, как их раньше называли, история энциклопедий, справочников. А чтобы достичь знаний, необходимо уже сейчас быть настоящим « Почемучкой». Ну а теперь нам остается только вручить всем почемучкам вот такой волшебный золотой ключик - простой вопросительный знак. Хотя прост он только с виду. На самом деле это удивительный знак на свете.
Ученик 1:
Посмотрит живой
Любознательный глаз
На то, что другие
Видали не раз,
Посмотрит - и тотчас
Примчатся бегом
Сто тысяч вопросов
И сядут кругом.
Повсюду загадки:
Зачем? Что? И как?
И всюду в конце-
Вопросительный знак.
Вопросы, вопросы…
А где взять ответ?
Но лучшего знака,
По- моему, нет!
Ученик 2:
Б.Заходер
ПОЧЕМУ?
Почему у собаки четыре ноги?
Почему?
Почему в темноте мы не видим ни зги?
Почему?
Почему эти трубы дымят и трубят?
Почему?
Почему так похож на яйцо абрикос?
Почему?
Почему хорошо,
Что никто,
Никогда, ни за что
Не отучит ребят
Задавать этот трудный-
Претрудный вопрос –
ПОЧЕМУ?
Вместе : Так что же скрывается рядом?
Что это за мир за такой ?
Узнать бы про это нам надо!
Да – это мы можем с тобой.
Учитель: Хочется пожелать всем почемучкам, независимо от их возраста, всегда, всю жизнь, глядеть на мир пытливыми глазами, с помощью нескончаемых «почему и отчего» вечно путешествовать по необозримой Стране Знаний.
СЦЕНКА: «МАГИСТР ПОЧЕМУЧКИНЫХ НАУК»
Действующие лица:
Учитель
Магистр Почемучкиных наук
Почемучка
Путалка
Мазила
Учитель: С самого раннего возраста от вас только и слышно: что, где, почему, откуда, для чего? А обо всем на свете человек не может знать. И порой ваши папы и мамы, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры затруднялись ответить.
Магистр Почемучкиных наук: А нужно всего лишь обратиться в мою Академию Почемучкиных наук, где я числюсь главным Магистром. У меня тысячи ученых друзей. Они знают ответы на все вопросы. Я пригласил их сюда.
Учитель: Как же мы их здесь разместим? Столько гостей у нас не поместятся.
Магистр: Вы меня не так поняли. Мудрецы – это книги. Именно из энциклопедий, справочников, из научных трудов, словарей, учебников по крупицам можно собрать необходимые сведения о том, что вас интересует. Я с собой привел двух моих учеников - Почемучку и … ( вздохнув) …. Путалку.
Учитель: Ребята, мне показалось, что Магистр привел неспроста в библиотеку Почемучку и Путалку. Ну, один понятно кто – любитель задавать вопросы. А вот кто такой Путалка?
Магистр: Путалка – озорник и путаник. На любой вопрос у него всегда готов ответ. Только шиворот – навыворот. Берется судить о чем угодно, а сам толком ничего не знает. Но мы его тоже пригласили, стараемся сделать из него прилежного, умного, старательного ученика.
Путалка: Ну что ж, с такими помощниками я буду чувствовать себя уверенно. Итак, приступим к ответам.
Почемучка: Можно я задам первый вопрос:
Откуда берется ветер?
Почему летом высыхают лужи?
Путалка: Да это же совсем просто и понятно, бывает ветер, когда деревья машут ветвями. А лужи высыхают, потому что молекулы воды отталкиваются от дна и выпрыгивают наружу.
Учитель: Да, Путалка, мало ты читаешь, да и на уроках, наверное, невнимателен.
А про ветер, ребята, вы можете узнать из многих книг. Вот, например, энциклопедическое издание « Почемучка», ДЭ, книга серии «Почемучкины книжки» - «Дождь, ветер и снег»
Мазила: Да читать скучно и неинтересно. Вот, например, у меня еще вопрос про собак: «Почему меня укусила собака, когда я тыкал ей в нос рваной калошей? Это порода такая? Или калоша оказалась неподходящей?
Учитель: Да, Путалка, теперь мне кажется, ты совсем ничего не читаешь, так можно и на второй год во 2 классе остаться. А,вопросов про собак у ребят действительно много. Давайте посмотрим книги……
Почемучка: Я давно хотел узнать: « Почему осенью листопад? Из чего делают железо? Как построить дом? И почему мы не падаем с земли, если она круглая? Что означает словосочетание « Лить крокодиловы слезы»?
Учитель: Не спеши, Почемучка, если тебя не остановить ты бесконечно будешь задавать вопросы. А помогут тебе найти ответы специальные « Почемучкины книжки» ( 0бзор книг, энциклопедий, словарей ).
Путалка: У меня тоже есть вопросы, и есть ответы на них. Вот: « Зачем коту усы?» Да ясно зачем - для красоты. Или вот: « Почему крапива жжется?» Тоже проще простого - кому же понравится, если начнут рвать и хватать, поневоле начнешь кусаться.
Учитель: Давайте поможем Путалке и найдем правильный ответ в книге « Для чего коту усы? (прочитать)
Магистр: Вот видишь, Путалка, как полезно читать. Иди и учи уроки и почаще приходи в библиотеку, чтобы найти правильные ответы на все «ПОЧЕМУ?»
Я сам очень любознательный.
Учитель: А сейчас давайте поиграем: « ДА или НЕТ»
Сначала я задам вопрос
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
«Да» или «Нет»- ответишь вслух.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый?.....
А рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать?....
А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным…..
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может?...
Мерцает ночью, как звезда,
На небосклоне спутник?...
А на окне узорный след
Мороз оставить может след?....
Неужто пятятся всегда
Передвигаясь раки? …..
Верблюд способен, дай ответ,
Идти три дня без пищи?....
А еж рассердится когда,
Слона убить сумеет?....
А может ли сазан
Забраться в океан……
Может ли оса
Взлететь на небеса….
А верно то, что с детских лет,
К нам сны во сне приходят?......
В конце пришла пора спросить:
Тебе понравилась игра?.....
(Музыка: « Песенка Знайки»)
Учитель: Итак, начинаем конкурс семей. В нашем конкурсе любезно согласились принять участие семьи (идёт перечисление семей).
Все мы уже поняли, что есть хорошее слово «ПОЧЕМУ». С него начинается всякое открытие. Я своим ученикам говорю, что люди знают уже очень много, но все новые «ПОЧЕМУ?» встают перед нами, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные « почему?»
Чем больше их, тем чаще на помощь детям приходят родители, учитель, библиотекарь. Важно научить детей самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, научить пользоваться справочными изданиями. И хочется, чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Расширяя кругозор детей, мы вместе способствуем развитию любопытства, любознательности, а это ведет к развитию серьезных познавательных интересов.
Библиотекарь: Товарищи дети, скажите-ка честно
Вы много читаете?
Вам интересно
Узнать что, откуда, зачем,
почему?
Когда человек полетит
на луну?
И сколько на свете живет осьминог?
Как много у многоножки ног?
Всех почемучек мы приглашаем
К соревнованию, и обещаем:
Всех всезнаек отметить достойно,
Если ответы будут полны и емки!
Учитель:
Товарищи папы и мамы, скажите,
Вы своим детям помочь не
Хотите?
Узнать много нового и
интересного,
и время с детьми проведете
чудесно,
Призы поможете им получить,
Решились? Начнем!
Чтоб вопрос изучить,
Все задания читайте,
слушайте, размышляйте,
И детям своим во всем помогайте!
1 конкурс
Учитель: Первый наш конкурс (домашнее задание) называется «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ» .
Мы будем говорить об овощах, необходимых для приготовления борща.
Назовите эти овощи: (капуста, морковь, свекла, помидор, картошка, лук)
Если бы овощи умели рассказывать, вы могли бы услышать любопытные истории об их путешествиях, приключениях и превращениях. Но они не умеют разговаривать. И каждая семья будет рассказывать о своем овоще.
ЗАДАНИЕ К КОНКУРСУ:
1.Эмблема семьи ( 25х 25 ) любой формы
2.Девиз семьи
3.Любимая книга семьи (научно - популярная)
4.Рассказать историю овоща ( творчески представить: сценки, стихи, пословицы, загадки, полезные свойства, использованную литературу принести и показать)
5. Принести данный овощ (интересный экземпляр )
Учитель: Просим команды представиться (представление семейных команд).
Сценка
Девочка:
Посылает меня мама в огород,
И морковка, и капуста тут растет,
Но каких нарвать не знаю овощей
Для любимого всей семьей борща.
Морковь :
Я красная девица,
Зеленая косица.
Собою горжусь
И для всего гожусь:
И для сока и для щей,
Для салата и борщей
Я морковка всем на диво
И румяна и красива. Капуста:
Я бела и сочна, и полезна, и вкусна,
Стою на толстой ножке, скрипят мои сапожки.
Я капуста тугая,
В супе, в борщике вкусная я.
Свекла:
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я -… свекла.
Картошка:
Я и в супе, и в салате,
В пирогах я и в оладьях.
Ты меня попробуй, крошка,
Я всем нужная картошка
Нет обеда без картошки-
Ни жаркого, ни окрошки, ни борща.
Все картошку уважают.
Кто меня из вас не знает?
Лук:
Говорят, я горький
Говорят, не сладкий
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Витаминами богатый,
хоть и слезы вызываю,
но от гриппа защищаю
Помидор:
Я - синьор
Помидор.
Красен я и пышен.
У меня под кожей кровь
Очень благородная.
Я на свете всех вкуснее
Всех круглее и краснее.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В борщ кладут и так едят.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Далее КОМАНДЫ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕМ ОВОЩЕ: историю, полезные свойства овощей.
ЗАДАНИЕ ЗРИТЕЛЯМ: А какие загадки про овощи вы знаете? (дети отвечают)
Учитель: Внимание, внимание!
Начинаем соревнования!
Зрители, активнее болейте,
Только валидол не пейте
Разрешите мне начать
«Бой скороговорок»
Остальных прошу молчать,
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесет
И приз себе в подарок
Непременно принесет
Скороговорки
1.Без овощей не приготовишь щей,
Не будет щей без овощей.
2.Кошевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал
3. Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел
4. У ежа ежата, у ужа - ужата
5.Ткет ткач ткани
На платки Тане.
6. Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны.
7. Вымыли мышки миску для мишки
Учитель: Пока « Совет Мудрейших» подводит итоги ПРЕЗЕНТАЦИИ овощей и семейный конкурс скороговорок мы посмотрим сценку, подготовленную ребятами класса.
Академия развеселых наук»
Ученик:
Загадки иногда
Так просто объясняются,
Все сразу удивляются.
Попробуй объяснения
Полегче подбирать,
Чтоб в поисках решения
Его не усложнять.
Умей взглянуть по-разному
Сам на любой предмет.
Вдруг у тебя получится
Постичь его секрет.
Ведущий: Ребята пришли в костюмах литературных героев и помогут нам разобраться в некоторых вопросах.
Оформление: Классная доска, парта
Действующие лица: Кот, Буратино, Незнайка, Чипполино, Дюймовочка
(Кот стоит у доски, Буратино поднимает руку)
Буратино: - Уважаемый Кот, можно спросить?
Кот: - Да я еще слово не успел сказать, а у тебя уже вопрос готов. Очень интересно! Ну, спрашивай…
Буратино: - Я сегодня чуть не опоздал. Едва успел началу занятий. Подбегаю к школе - во дворе ни души. Тихо. Окна все темные. Я сначала подумал, занятия отменили, хотел домой уйти, но решил посмотреть, нет ли кого в классе. Вхожу - все на местах. Только сел на свое место, звонок прозвенел и вы вошли.
Кот: - Ну, чем ты спросить хотел?
Буратино: Меня вот что заинтересовало: в классе утром светло. А когда я со двора на окна посмотрел, светлая комната мне темной показалась. Скажите, пожалуйста, отчего же так происходит?
Кот: - Дело в том, что свет свободно входит в комнату, а назад не выходит.
Незнайка: (перебивая): Как это – не выходит? Никто этот свет здесь не трогает…
Чипполино: Да если бы мы все даже и захотели его задержать, у нас бы ничего не получилось. Разве можно поймать солнечный зайчик?
Дюймовочка: - Кто же тогда солнечный свет обратно на улицу не пускает?
Кот: Не волнуйтесь. Часть солнечных лучей, упав на стены и пол, ими поглощается, гаснет, другая часть отражается к потолку. Обратно выходит небольшая доля попавших в комнату лучей. Вот окна с улицы и кажутся нам темными. К тому же окна находятся на фоне белой стены, а ее ведь тоже солнышко освещает.
Буратино: Как, все оказывается просто! Я думал, вы сразу и ответить не сможете. Мне все это таким загадочным показалось.
Кот: Так в жизни часто бывает, что, столкнувшись с чем-то непонятным, мы начинаем придумывать этому разные объяснения, голову ломаем, а на деле оказывается, что все легко понять. Нужно только обратиться к умным книгам, и они во все объяснят.
БИБЛИОТЕКАРЬ ЗНАКОМИТ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ ЗАТЕМ ПРЕДЛАГАЕТ КОМАНДАМ ПРЕДСТАВИТЬ ЛИТЕРАТУРУ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ
2 конкурс
Учитель: Следующий конкурс «ВОЛШЕБНАЯ КОПИЛКА МУДРОЙ СОВЫ» (по три вопроса семьям, остальные зрителям).
Вопросы 1семье:
1.Кто из зверей самый нарядный? (Зебры, такой черно-белой яркой окраски ни у кого нет)
2. Почему опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их?
(Жабы уничтожают вредных насекомых, выбрасывая свой клейкий язык и хватая насекомых)
3.Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу? ( Нога отваливается, как у ящерицы хвост)
Вопросы 2семье:
- Почему ежик не убегает от приближающегося человека или животного?
- Почему медвежата рождаются такими маленькими, что свободно умещаются на ладони взрослого человека?
- В лесу можно иногда увидеть чудо: на деревьях вырастают грибы, вернее не вырастают, а их кто-то посадил. Кто это сделал и зачем? (Белка)
Вопросы 3 семье:
1. Почему дельфины дышат одной ноздрей( дыхало). И где это дыхало находится? (Дыхало находится на затылке, и когда плывет, верхняя часть тела находится на поверхности. Это дает возможность дельфинам дышать )
2. Кто похвалится ушами на усах и на ногах? (Сверчки, кузнечики, комары, пауки).
3. Какая бабочка всех раздевает? (Моль)
Вопросы 4семье:
1. Как у хамелеона язык умещается во рту, ведь язык у него длиннее тела?
(Во рту под языком имеется косточка, на нее язык и накручивается)
2.Зачем белке хвост? (Управляет полетом)
3. Сколько глаз у стрекозы? ( Не два больших глаза, а 20—30 тысяч маленьких, находящихся близко друг к другу, но смотрящих отдельно)
Вопросы 5семье:
1.Отчего льются крокодиловы слезы? (Реакция организма на ненужные вещества, соляные железы расположены в уголках глаз)
2.Какая птица выше всех летает? (Орел)
3. Почему медведи с водой дружат? (ловят рыбу)
Учитель: « Совет Мудрейших» подведет итоги конкурса МУДРОЙ СОВЫ, мы проведем конкурс для зрителей « НЕ ЗЕВАЙ, НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЙ»
(выдать жетоны за правильный ответ )
Вас ожидает успех, если вы догадливы, умны и внимательно читаете.
- Какая звезда живет на морском дне? (морская)
- Почему страус прячет голову в песок? (освобождается от насекомых)
- Как не разбивая яйца узнать, свежее оно или нет? (если тонет - свежее…)
- Почему все предметы падают на Землю? (Земля – магнит)
- Какая зима лучше для хлебного поля - снежная или бесснежная? (Снежная)
- Почему кошки так часто умываются? (слизывают свой запах)
- При царе Иване 1У были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейками)
- Почему листья растений зеленые? (в них много маленьких зернышек - хлорофилл. В этих маленьких зернышках под воздействием солнечного света готовится пища для всего растения)
- Как называются книги, которые обо всем знают? Как в них быстро найти нужные сведения?
- Почему лес здоровый и