Проект (1 класс )
Такая разная Азбука
Нестеренко Ольга Викторовна
Проект рассчитан на три недели, проводится в середине 1 классе в конце периода обучения грамоте .Завершающим этапом проекта является открытое мероприятие (проводится учителем совместно с учениками и их родителями).
Цель проекта:
- познакомить первоклассников с разнообразием оформления Азбуки;
- расширить знания детей о разных создателях Азбук( на примере Л.Н.Толстого и его школы);
- дать сведения о разных азбуках;
- оформить буквы необычно ( для игры в детском саду).
- Участники проекта: дети, родители.
- Тип проекта: среднесрочный.
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей,
- развитие коммуникативных навыков, умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формирование коллектива,
- воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
Для повышения эффективности работы на уроках литературного чтения наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Проектная деятельность способствует обучению ребёнка самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности.
Для работы над проектом дети были организованы в несколько команд ( по желанию), которые работали по разным направлениям.
- работа с толковыми словарями (Что означает слово «азбука»?);
- изучение азбук (славянская азбука, семафорная азбука, шрифт Брайля, азбука Морзе, дактильная азбука);
- работа над презентацией о Льве Толстом . его школе в Ясной Поляне и о создании им «Азбуки;
- работа над представлением родителям любимых книг – азбук
- юные артисты репетировали инсценировку рассказа «Филипок» и сказки «Тетерев и Лиса»;
- творческий коллектив группы продленного дня разрабатывал и создавал оформление выбранных букв в необычном стиле;
- презентация в форме открытого мероприятия для учеников и родителей.
Ход открытого мероприятия.
1 .Общее стихотворение об алфавите( каждый ученик читал фрагмент о своей букве, представляя её зимним рисунком). Автор стихотворения Александр Мецгер «Зимняя азбука»
А
АНТАРКТИДА - вечный лед,
А во льдах медведь живет.
Славен Умка на весь свет,
Любит рыбу на обед!
Б
БАБУ снежную лепили,
Дружно крепость возводили,
На санях с горы катались -
Дома нас давно заждались!................
2.Отчёт группы, исследовавшей разные азбуки. Группа рассказывала о славянской азбуке, семафорной азбуке, о шрифте Брайля, азбуке Морзе и дактильной азбуке ( их рассказ сопровождался показом слайдов)
3. Презентация о Льве Толстом и его Азбуке.
Текст презентации:
- Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, писатель Лев Николаевич Толстой
- 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны.
- Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
- Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую.
- В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
- На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.
- В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей “Азбуку”.
- Вышла она 145 лет назад ,в 1872 году. В “Азбуке” Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.
- Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров.
- “Новая азбука” учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.
- Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.
- Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”.
- Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы,изображал их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве”.
- Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц.
- Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, её жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.
- Случай из жизни деревенского мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе.
- «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть»
Показ презентации сопровождался чтением детьми наизусть басен Толстого, конкурсом загадок для родителей и инсценировкой рассказа «Филипок» и сказки «Тетерев и лиса».
4. Пиар – группа рекламировала свои любимые книги – азбуки авторов Дарьи Герасимовой, Андрея Усачёва, Михаила Яснова, Марины Ханковой, Сергея Козлова и Александра Бенуа.
5. Самая интересная и долгожданная часть урока – игра с мамами. Родители с закрытыми глазами, наощупь , угадывали букву. Дети изготавливали буквы, «подсказывая» их материалом, из которого их делали. Например, И – из изюма, М – из макарон, Б – из бисера и т.д.
6. Подведение итогов, награждение победителей конкурса «Зимняя буква».Принято решение, отдать необычные буквы малышам в детский сад.