Компьютер как средство обучения, воспитания и развития учащихся
Бешкарева Дарья Юрьевна
Проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития учащихся на материале разных учебных предметов приобретает все большую актуальность. Компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин. Компьютеры могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, предают ему игровой характер, способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Они позволяют добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная стимулами учения оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что в конечном счете ведет к достижению едва ли не главной цели процессуальной стороны обучения – формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого этапа обучения. История компьютерного обучения начинается с истории развития самих компьютеров. Компьютеры, используемые в обучении, могут обеспечить:
- высокую степень индивидуализации обучения каждого обучаемого;
- консультирование и воспитание учащихся;
- обучение умению решать задачи, приближенное к обучению с опытом педагогом.
- внедрение компьютеров в учебный процесс создают необходимые предпосылки для обеспечения продолжительного контакта учащегося с компьютером, во время которого происходит процесс компьютерного обучения;
- результативность обучения зависит от уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому сам факт внедрения массового компьютерного обучения создает благоприятные предпосылки и для повышения эффективности компьютерного обучения;
- создаются условия для постепенного перехода не только к компьютерному всеобучу, но и к массовому, всеобщему компьютерному обучению;
- существенно вырос уровень подготовки педагогов, методистов, руководителей учебных заведений, непосредственно участвующих в организации и проведении в жизнь идей и методов информационно-компьютерных технологий.
Педагогические задачи концепции можно классифицировать по трем основным направлениям:
- формирование операционного стиля мышления у всех учащихся;
- повышение эффективности преподавания всех без исключения школьных дисциплин с помощью компьютера;
- существенная активизация учебного процесса с помощью программ, оперативно собирающих информацию с учебных мест и анализирующих ее.
Реализация важнейшей психолого-педагогической функции обучения - предъявлением и принятием, учащимся целей и задач учебно - познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит учителя и ученика, живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функции, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированные на закреплении знаний, умений, навыков. На этом этапе следует считать ее с возможным дефицитом человеческого общения, окрашенного эмоционально-личностными отношениями и создающими тот неповторимый психологический микроклимат, который способствует стимулированию учебно – познавательной активизации учащегося.
В процессе обучения необходимо учитывать те психолого-педагогические закономерности, которые связаны с формированием соответствующих эмоций. В условиях компьютеризации учебного процесса особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувства радости от каждого прожитого дня, удовлетворяющие результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности.
Было бы серьезной ошибкой считать, что компьютерное обучение призвано лишь, обеспечить обучение. В условиях рационально осуществляемой компьютеризации обучение приобретает новое качество, оно становится интеллектуально более богатым, творческим, но не более легким, чем в условиях без машинного обучения.