Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Стоит ли наказывать детей за плохие отметки

 
Каранкевич Анна Викторовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 270
 
“Кто любит сына своего, тот
пусть чаще наказывает его,
 чтобы впоследствии утешаться им”.
Библия. Книга премудрости Иисуса,
Сына Сирахова
 
      Однажды ко мне на родительское собрание пришла мама одного неуспевающего ученика. Ее сын, Витя, очень плохо учился по русскому языку и регулярно получал “2”. Бедная женщина недоумевала, почему ее ребенок терялся на уроке и не мог выполнить простые задания. Мы стали разбираться. В ходе беседы выяснилось, что мама Вити мало внимания уделяла сыну, так как большую часть времени проводила на работе. Денег на репетитора у этой семьи не было. Мое предложение заняться с ребенком русским языком на выходных  было принято в штыки. Проблема заключалась в том, что Витя отказывался что-либо делать, когда мама сидела рядом. Но и когда она уходила и оставляла его одного, мальчик продолжал бездействовать. Вникая в суть дела, я поинтересовалась: “А что же он делает?”. “Он либо играет в телефон, либо просто сидит и смотрит в потолок,” – смущаясь, ответила мама. Пытаясь помочь бедной женщине, я предложила отобрать телефон у Вити или выдать ему простой кнопочный. Но и тут мое решение оказалось неэффективным, так как телефон представлял собой средство связи, от которого отказаться мама с сыном не могла. К тому же, денег на покупку кнопочного аппарата не было. Слушая тихую речь своей собеседницы, я тоже находилась в раздумьях, как же заставить Витю выйти из порочного круга “двоек". Я уже собиралась развести руками, но тут вспомнила, что совершенно забыла спросить маму Вити, как она наказывает своего ребенка. Женщина призналась, что считает физическое наказание неприемлемым, а другие меры воздействия ее тоже не устраивали. “Простите, - не выдержала я, - а Вы что, даже не ругаете своего ребенка?”. ”Нет, - с ужасом в глазах ответила мама, – это же испортит психику мальчику ”. Получив такой “ответ”, я сразу сделала неутешительные выводы: мальчик пользовался мягкостью мамы, ее опасением за его душевное здоровье и позволял себе не учиться.
      Случай с Витей еще раз убедил меня в том, что детей необходимо наказывать. Но делать это надо правильно. В наше время родители, сбитые с толку “партнерскими” отношениями, боятся наказывать детей. Известный детский психолог, Т.Л.Шишова, в статье “Как правильно наказывать ребенка” пишет о том, что среди родителей стала распространяться страшная болезнь, типа “скарлатины”. Симптомы это болезни  -  “либерализация взглядов родителей на проблему наказаний”. Будучи мамой, я осознаю, что детей без наказаний воспитать невозможно. Наши чада должны понимать, к чему им надо стремиться, как себя вести, чтобы радовать окружающих и приносить пользу миру. Без наказаний и поощрений ребенок чувствует себя ненужным и растет, как трава в поле. На днях я еще раз получила подтверждение своим мыслям о том, что, наказывая своего ребенка, родитель проявляет внимание и заботу о нем. В этом случае маленький человек чувствует, что он не безразличен родителям и старается приносить радость близким людям. Вот как выразилась одна девочка о своем папе, который ушел из семьи, но по выходным старается проводить время с дочкой: “Папа меня не любит. Он меня не ругает, я ему безразлична”. Выходит, наказывать ребенка можно не только физически. В священном Писании сказано: “Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им”. Многие люди понимают эту фразу дословно и при случае хватаются сразу за ремень. Но ведь Бог есть любовь. Вряд ли Богу угодно видеть человека с искаженным лицом, который избивает своего малыша. Глагол “наказать” раньше имел значение “говорить, наставлять”. Воспитание детей заключается в том, чтобы не оставаться равнодушным и считать, что твоего ребенка воспитают школа, учителя, улица. Надо принимать активное участие в формировании у детей правильных нравственных ориентиров. А без наставлений тут не обойтись. В этой связи мне вспоминается одна жизненная история. Некая молодая многодетная мама попала в больницу с резкими болями в позвоночнике, ей сделали операцию, после которой она пролежала в больнице почти месяц. Дома оставались трое детей. Старший двенадцатилетний мальчик взял на себя роль мамы: кормил сестер, готовил для них, убирал, помогал с уроками. Сам же при этом свою учебу он не запустил. Я была восхищена поведением мальчика, мне захотелось узнать, как эта женщина воспитывает своих детей. Я выяснила, что молодая мама не поднимает на них руку. Ее воспитание сводится к нравоучениям и внушению чадам мысли о том, что учиться необходимо. Притом  ведет она доверительные беседы с ними постоянно: будь то в школе, магазине или на прогулке. Молодая женщина беспрестанно повторяет: “Детки, учитесь, старайтесь, не расстраивайте свою маму”. И дети учатся на “отлично”, хотят радовать свою маму, ведь в ее наставлениях они чувствуют так много любви и внимания, что их сердца хотят откликнуться на материнскую ласку.
      А маме Вити я сказала: “Знаете, если Вы не хотите ругать своего ребенка, то тогда постоянно говорите ему о том, что Вас расстраивают его плохие оценки, что Вы хотите им гордиться. Скажите, что мечтаете о том, чтобы он вырос воспитанным, добрым и умным человеком, что без образования не обойтись”. Утешенная и приободренная мама Вити ушла, оставив в моей душе твердую уверенность в истинности слов Господа, который сказал: “Кого люблю, того и наказую”.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»