Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся
Петрова Татьяна Геннадьевна
Сегодня большинство обучающихся воспринимают информацию по каждому предмету абстрагировано от других, не прослеживается умение обобщать знания, полученные на всех предметах школьного курса и, как следствие, не формируется целостная картина мира. Вот почему проблема формирования глобального мышления у школьников, как системы, которая ориентирует на воспитание нового целостного виденья мира и места человека в нём — актуальна.Учебно-исследовательская деятельность рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса. Однако нельзя забывать, что исследовательская деятельность в школе имеет свои особенности. В отличие от научно-исследовательской работы НИИ и вузов целью исследовательской деятельности школьников является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методике и методах исследования, обучение системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ-ным все же остается выполнение обучающей задачи.
Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения.
Первый раздел «Подготовка к проведению» включает в себя определениеведущих понятий научно-исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного ее проведения - от выбора темы до подведения предварительных итогов работы, т.е. определяет так называемый «прогностический» этап работы. Здесь подробно рассматривается структура научного сочинения, назначение каждого из его разделов. Определения, приводимые в данном разделе, соседствуют с конкретными рекомендациями по реализации данного понятия в практике работы учащихся.
Второй раздел «Проведение научного исследования» посвящен вопросам проведения исследовательской работы и описывает «технологию» выполнения, реализации исследования. К «технологическому» этапу тесно примыкает этап «рефлексивный». Его цель - анализ проведенной работы.
Третий раздел «Оформление исследовательской работы» содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимого исследования в рамках научного изложения.
Последний раздел «Защита результатов исследования» посвящен проблемам подготовки учащихся к публичному выступлению - сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приемы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике - этапа, когда можно проверить и уточнить собственные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой работы.
При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике.
Учебно-исследовательская деятельность требует определенной под-готовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.
Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.
Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:
-Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи.
- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Подходите ко всему творчески.
- Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:
- составление рабочей программы исследования;
- текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;
- оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования.
- Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
- Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.
- Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
- Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.