Рабочая программа учителя по графике и письму для 4 класса
Особый ребенок
Шельвинская Наталья Юрьевна
Учебно-тематический план
Наименование раздела |
Iчетверть |
IIчетверть |
IIIчетверть |
IVчетверть |
Год |
1.Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук. |
5 ч |
- |
6 ч |
- |
11ч |
2.Раздел II«Рисуночное письмо». |
5 ч |
- |
6 ч |
- |
11 ч |
3. Раздел IIIЖестово-образные игры. |
3 ч |
4 ч |
3 ч |
3 ч |
13 ч |
4. Раздел IV Ритмические упражнения.
|
- |
3 ч |
- |
6 ч |
9 ч |
5. Раздел V «Письменные упражнения».
|
- |
3 ч |
- |
4 ч |
7 ч |
Итого: |
13 ч |
10 ч |
15 ч |
13 ч |
51 ч |
Календарно-тематическое планирование
I четверть
№ п/п |
Наименование раздела |
Тема урока |
Количество часов |
Дата
|
1 |
Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук. |
Упражнение на развитие произвольных движений рук, ног, головы. |
1 |
04.09 |
2 |
Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия. |
1 |
09.09 |
|
3 |
Упражнения на развитие общей и ручной моторики. |
1 |
14.09 |
|
4 |
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. |
1 |
18.09 |
|
5 |
Игры с пальчиками. |
1 |
23.09 |
|
|
||||
6 |
Раздел II «Рисуночное письмо». |
Практические упражнения с внутренними и внешними трафаретам из дерева: обводка и штриховка прстыми и цветными карандашами. |
1 |
28.09 |
7 |
Обучение рисованию округлых форм на одном листе. |
1 |
02.10 |
|
8 |
Рисования восковыми мелками. |
1 |
07.10 |
|
9 |
Закрашивание краской листа бумаги. |
1 |
12.10 |
|
10 |
Рисование красками с использованием приема примакивания. |
1 |
16.10 |
11 |
Раздел III Жестово-образные игры. |
Совместные с учащимся игры на сохранение равновесия, управление своим шагом. |
1 |
21.10 |
12 |
Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц. |
1 |
26.10 |
|
13 |
Игры-пантомимы, этюды: «Птичьи разговоры». |
1 |
30.10 |
|
IIчетверть |
||||
14 |
|
Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек. |
1 |
11.11 |
15 |
Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом. |
1 |
16.11 |
|
16 |
Двигательные игры-импровизации: «Бабочки на полянке». |
1 |
20.11 |
|
17 |
Двигательные игры с мячами, на различных сенсорных ковриках и дорожках. |
1 |
25.11 |
|
18 |
Раздел IV Ритмические упражнения.
|
Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. |
1 |
30.11 |
19 |
Подбрасывание мяча вверх и ловля его. |
1 |
04.12 |
|
20 |
Письмо вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий на манке. |
1 |
09.12 |
|
21 |
Раздел V «Письменные упражнения».
|
Письмо вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами. |
1 |
14.12 |
22 |
Знакомство с линейкой. |
1 |
18.12 |
|
23 |
Обрисовывание ладоней учащегося и создание композиций из них. |
1 |
23.12 |
|
IIIчетверть |
24 |
Раздел I Упражнения для развития тонкой моторики рук. |
Тренировочные упражнения для согласования движений и дыхания. |
1 |
11.01 |
25 |
Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия. |
1 |
15.01 |
|
26 |
Упражнение на развитие общей и ручной моторики. |
1 |
20.01 |
|
27 |
Упражнение на совершенствование общей и ручной моторики. |
1 |
25.01 |
|
28 |
Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений. |
1 |
29.01 |
|
29 |
Игры с пальчиками. |
1 |
03.02 |
|
30 |
Раздел II«Рисуночное письмо». |
Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой. |
1 |
08.02 |
31 |
Совместно с учащимся составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ. |
1 |
12.02 |
|
32 |
Обучение учащегося наклеиванию деталей для аппликации. |
1
|
17.02 |
|
33 |
Выбор картинок, на которых изображены соответствующие рисунки объектов. |
1 |
20.02 |
|
34 |
Упражнение на развитие графомоторных навыков учащегося. |
1
|
26.02 |
|
35 |
Рисование объектов сочетающих оруглую и прямоугольную формы. |
1 |
02.03 |
|
36 |
Раздел IIIЖестово-образные игры. |
Игры - импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия в соответствии с содержанием коротких сказок. |
1
|
11.03 |
37 |
Игры - импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия , показывающие здоровый образ жизни, безопасное поведение. |
|||
38 |
Игры с сенсорными ковриками. |
1 |
16.03 |
|
IVчетверть |
||||
39 |
Раздел IIIЖестово-образные игры. |
Игры с дорожками с передачей направления и динамики движения. |
1 |
28.03 |
40 |
Игры-импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия по текстам коротких сказок. |
1 |
01.04 |
|
41 |
Импровизированные игры с движениями, в которых учащемуся необходимо следовать речевой инструкции. |
1 |
06.04 |
|
42 |
Раздел IV Ритмические упражнения.
|
Практические упражнения на повторность и чередование. |
1 |
11.04 |
43 |
«Рисование» пальцем по контурному изображению под специально подобранную музыку. |
1 |
15.04 |
|
44 |
Ритмичные движения в соответствии с двухчастной формой пьесы. |
1 |
20.04 |
|
45 |
Совместное с учителем участие в дидактических музыкальных играх. |
1 |
25.04 |
|
46 |
Развитие у учащегося общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: прямой галоп. |
1
|
29.04 |
|
47 |
Развитие у учащегося общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: приседание, подпрыгивание на двух ногах. |
1 |
04.05 |
|
48 |
Раздел V «Письменные упражнения».
|
«Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами. |
1
|
13.05 |
49 |
«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом. |
|||
50 |
«Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных. |
1
|
18.05 |
|
51 |
«Письмо» по трафарету букв А, О. |
1 |
23.05 |
Самостоятельная работа обучающегося
по графике и письму
4 класс 1,5 ч в неделю
Самостоятельная работа обучающегося по графике и письму способствует решению следующих задач:
1.Развитие связной речи.
2.Развитие графических способностей.
3.Приобретение навыков письма.
На самостоятельную работу обучающегося выносятся часы:
Наименование раздела |
Iчетверть |
IIчетверть |
IIIчетверть |
IVчетверть |
Год |
1.Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук. |
5 ч |
- |
6 ч |
- |
11ч |
2.Раздел II«Рисуночное письмо». |
5 ч |
- |
6 ч |
- |
11 ч |
3. Раздел IIIЖестово-образные игры. |
3 ч |
4 ч |
3 ч |
3 ч |
13 ч |
4. Раздел IV Ритмические упражнения.
|
- |
3 ч |
- |
6 ч |
9 ч |
5. Раздел V «Письменные упражнения».
|
- |
3 ч |
- |
4 ч |
7 ч |
Итого: |
13 ч |
10 ч |
15 ч |
13 ч |
51 ч |
Пояснительная записка
Программа по графике и письму составлена на основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г. для учащегося 4-и класса Ющика Семена.
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности ученика надомного обучения Ющика Семена с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий ему достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащегося с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее учащийся с умеренной умственной отсталостью все же способен освоить его на доступном для него уровне. Поэтому в рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем ребенок начинает осваивать доступные для него навыки письменной речи, он овладевает графическими навыками. Виды графики: станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная, газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и др.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащийся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребёнка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, его интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – одна из главных задач обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим. Речевая активность учащегося поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимся отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Исходя из того, что основной целью обучения грамоте ребенка с умеренной умственной отсталостью является не механическое «научение» его читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу программы положено использование невербальных приёмов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью ребенка к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения учащегося на уроках по предмету «Графика и письмо» активно применяются различные упражнения. Упражнение – это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения.
В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:
практические упражнения
упражнения с картинками
упражнения с пиктограммами (символами)
«письменные» упражнения
упражнения с буквами, слогами и словами.
Таким образом, предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащегося с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (чёрно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;
писанию печатных букв – «печатанию» букв;
писанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;
составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) – вместе с учителем;
рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно- практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование их природного и бросового материала);
списывание букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
письму букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащийся получает лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учётом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащегося соблюдения чётких правил. Максимальная цель обучения предмету «Графика и письмо» заключается в том, чтобы научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.
Обучение несет практическую направленность, поэтому занятия помимо информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и тренингом по применению на практике.
Каждая тема в обучении повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения материала.
Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для учащегося.
Работа осуществляется в следующих направлениях:
- развитие тонкой моторики рук;
- «рисуночное письмо»;
- Жестово-образные игры;
- письменные упражнения.
Применяются следующие виды работ: рисование изображений по трафаретам; обводка по точкам, штриховка прямыми и косыми линиями; печатание слов, тематические игры.
Предмет«Графика и письмо» является частью федерального компонента базового учебного плана.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1,5
Количество часов в год – 51
Класс |
Методические материалы |
Интернет-ресурсы |
4 |
1.БаряеваЛ., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001 2.Зарин А., Тулина Л. Рисуем по клеткам. СПб, 2007. 3.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград, 2005.
|
1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html 3.Электронный журнал Экстернат.РФ 4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/ 5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/ 6.Сайт для детей и подростков "Клёпа" http://www.klepa.ru/
|
Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения
Список литературы
1. Баранников И.В., Варкавицкая Л.А. Русский язык в картинках. Москва, 1987.
2.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 класс. Москва 2010.
3. Кудрина С.В. Оглянись вокруг. СПб, 2005.
4.Кудрина С.В. Как мы живем (Наблюдаем, размышляем, играем). СПб 2005.
5.Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушение речи. Москва, 2004.
Список учебных пособий
1.Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. Москва, 1987.
2.Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Москва, 2006.
3.Козырева А.А И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий №4. Ярославль, 1999.
4.Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. СПб, 2005.