Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рабочая программа учителя по графике и письму для 4 класса

Особый ребенок

Шельвинская Наталья Юрьевна

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Год

1.Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук.

5 ч

-

6 ч

-

11ч

2.Раздел II«Рисуночное письмо».

5 ч

-

6 ч

-

11 ч

3. Раздел IIIЖестово-образные игры.

3 ч

4 ч

3 ч

3 ч

13 ч

4. Раздел IV

Ритмические упражнения.

 

-

3 ч

-

6 ч

9 ч

5. Раздел V

«Письменные упражнения».

 

-

3 ч

-

4 ч

7 ч

Итого:

13 ч

10 ч

15 ч

13 ч

51 ч

Календарно-тематическое планирование

I    четверть

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Количество

часов

Дата

 

1

Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук.

Упражнение на развитие произвольных движений рук, ног, головы.

1

04.09

2

Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.

1

09.09

3

Упражнения на развитие общей и ручной моторики.

1

14.09

4

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя.

1

18.09

5

Игры с пальчиками.

1

23.09

 

6

Раздел II

«Рисуночное письмо».

Практические упражнения с внутренними и внешними трафаретам из дерева: обводка и штриховка прстыми и цветными карандашами.

1

28.09

7

Обучение рисованию округлых форм на одном листе.

1

02.10

8

Рисования восковыми мелками.

1

07.10

9

Закрашивание краской листа бумаги.

1

12.10

10

Рисование красками с использованием приема примакивания.

1

16.10

 

11

Раздел III

Жестово-образные игры.

Совместные с учащимся игры на сохранение равновесия, управление своим шагом.

1

21.10

12

Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц.

1

26.10

13

Игры-пантомимы, этюды: «Птичьи разговоры».

1

30.10

IIчетверть

14

 

Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и потешек.

1

11.11

15

Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом.

1

16.11

16

Двигательные игры-импровизации: «Бабочки на полянке».

1

20.11

17

Двигательные игры с мячами, на различных сенсорных ковриках и дорожках.

1

25.11

18

Раздел IV

Ритмические упражнения.

 

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу.

1

30.11

19

Подбрасывание мяча вверх и ловля его.

1

04.12

20

Письмо вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий на манке.

1

09.12

21

Раздел V

«Письменные упражнения».

 

Письмо вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами.

1

14.12

22

Знакомство с линейкой.

1

18.12

23

Обрисовывание ладоней учащегося и создание композиций из них.

1

23.12

IIIчетверть

 

24

Раздел I

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

Тренировочные упражнения для согласования движений и дыхания.

1

11.01

25

Игровые упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.

1

15.01

26

Упражнение на развитие общей и ручной моторики.

1

20.01

27

Упражнение на совершенствование общей и ручной моторики.

1

25.01

28

Статические и динамические упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимических движений.

1

29.01

29

Игры с пальчиками.

1

03.02

30

Раздел II«Рисуночное письмо».

Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой.

1

08.02

31

Совместно с учащимся составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ.

1

12.02

32

Обучение учащегося наклеиванию деталей для аппликации.

1

 

17.02

33

Выбор картинок, на которых изображены соответствующие рисунки объектов.

1

20.02

34

Упражнение на развитие графомоторных навыков учащегося.

1

 

26.02

35

Рисование объектов сочетающих  оруглую и прямоугольную формы.

1

02.03

36

Раздел IIIЖестово-образные игры.

Игры - импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия в соответствии с содержанием коротких сказок.

1

 

11.03

37

Игры - импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия , показывающие здоровый образ жизни, безопасное поведение.

38

Игры с сенсорными ковриками.

1

16.03

IVчетверть

39

Раздел IIIЖестово-образные игры.

Игры с дорожками с передачей направления и динамики движения.

1

28.03

40

Игры-импровизации, в которых учащийся вместе с учителем выполняет действия  по текстам коротких сказок.

1

01.04

41

Импровизированные игры с движениями, в которых учащемуся необходимо следовать речевой инструкции.

1

06.04

42

Раздел IV

Ритмические упражнения.

 

Практические упражнения на повторность и чередование.

1

11.04

43

«Рисование»  пальцем по контурному изображению под специально подобранную музыку.

1

15.04

44

Ритмичные движения в соответствии с двухчастной формой пьесы.

1

20.04

45

Совместное с учителем участие в дидактических музыкальных играх.

1

25.04

46

Развитие у учащегося общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: прямой галоп.

1

 

29.04

47

Развитие у учащегося общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: приседание, подпрыгивание на двух ногах.

1

04.05

48

Раздел V

«Письменные упражнения».

 

«Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами.

1

 

13.05

49

«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом.

50

«Письмо» на листе бумаги сначала горизонтальных линий, затем вертикальных.

1

 

18.05

51

«Письмо» по трафарету букв А, О.

1

23.05

Самостоятельная работа обучающегося

по графике и письму

4  класс 1,5 ч в неделю

           

            Самостоятельная работа обучающегося  по графике и письму способствует решению следующих задач:

1.Развитие связной речи.

2.Развитие графических способностей.

3.Приобретение навыков письма.

На самостоятельную работу обучающегося выносятся часы:

 

Наименование раздела

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Год

1.Раздел IУпражнения для развития тонкой моторики рук.

5 ч

-

6 ч

-

11ч

2.Раздел II«Рисуночное письмо».

5 ч

-

6 ч

-

11 ч

3. Раздел IIIЖестово-образные игры.

3 ч

4 ч

3 ч

3 ч

13 ч

4. Раздел IV

Ритмические упражнения.

 

-

3 ч

-

6 ч

9 ч

5. Раздел V

«Письменные упражнения».

 

-

3 ч

-

4 ч

7 ч

Итого:

13 ч

10 ч

15 ч

13 ч

51 ч

Пояснительная записка

              Программа по графике и письму составлена на основании  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

              Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г. для учащегося 4-и класса Ющика Семена.

             Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности ученика надомного обучения Ющика Семена с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий ему достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

              Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащегося с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее учащийся с умеренной умственной отсталостью все же способен освоить его на доступном для него уровне. Поэтому в рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем ребенок начинает осваивать доступные для него навыки письменной речи, он овладевает графическими навыками. Виды графики: станковая (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжная, газетно-журнальная (иллюстрация, оформление печатных изданий) и др.

               На уроках по предмету «Графика и письмо» учащийся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребёнка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

              Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, его интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты.

             Основное внимание в коррекционно-развивающей практике обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – одна из главных задач обучения грамоте (чтению и письму), а коммуникативный принцип построения уроков-занятий становится ведущим. Речевая активность учащегося поддерживается и поощряется на всех уроках-занятиях. В то же время, наряду с формированием и развитием речи, важная роль в работе с учащимся отводится обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

             Исходя из того, что основной целью обучения грамоте ребенка с умеренной умственной отсталостью является не механическое «научение» его читать и писать, а воспитание и развитие их стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения, в основу программы положено использование невербальных приёмов. Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только закономерностями и готовностью ребенка к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв, звуков, слов в различных социальных ситуациях.

    Общая характеристика учебного предмета

          В процессе обучения учащегося на уроках по предмету «Графика и письмо» активно применяются различные упражнения. Упражнение – это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения.

               В процессе работы по предмету «Графика и письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений:

   практические упражнения

   упражнения с картинками

   упражнения с пиктограммами (символами)

   «письменные» упражнения

   упражнения с буквами, слогами и словами.

               Таким образом, предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащегося с умеренной умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

   рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

   рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (чёрно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

   рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;

   обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого – двухмерное изображение предмета;

   писанию печатных букв – «печатанию» букв;

   писанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы;

   составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) – вместе с учителем;

   рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-     практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование их природного и бросового материала);

   списывание букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;

   письму букв, слогов, слов и коротких предложений.

               Таким образом, учащийся получает лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учётом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

               Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащегося соблюдения чётких правил. Максимальная цель обучения предмету «Графика и письмо» заключается в том, чтобы научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

              Обучение несет практическую направленность, поэтому занятия помимо информационной нагрузки связаны непосредственно с жизнью ребенка, демонстрацией, а затем и тренингом по применению на практике.

               Каждая тема в обучении повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения материала.

               Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для учащегося.

               Работа осуществляется в следующих направлениях:

- развитие тонкой моторики рук;

- «рисуночное письмо»;

- Жестово-образные игры;

- письменные упражнения.

              Применяются следующие виды работ: рисование изображений по трафаретам; обводка по точкам, штриховка прямыми и косыми линиями; печатание слов, тематические игры.

         Предмет«Графика и письмо» является частью федерального компонента базового учебного плана.

Количество часов в неделю по учебному плану – 1,5

Количество часов в год – 51

 

 

Класс

Методические материалы

Интернет-ресурсы

4

1.БаряеваЛ., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001

2.Зарин А., Тулина Л. Рисуем по клеткам. СПб, 2007.

3.Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград, 2005.

 

1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html

2.http://www.detskiy-mir.net/

3.Электронный журнал Экстернат.РФ

4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/

5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/

6.Сайт для детей и подростков "Клёпа" http://www.klepa.ru/

 

 Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Баранников И.В., Варкавицкая Л.А. Русский язык в картинках. Москва, 1987.

2.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 класс. Москва 2010.

3. Кудрина С.В. Оглянись вокруг. СПб, 2005.

4.Кудрина С.В. Как мы живем (Наблюдаем, размышляем, играем). СПб 2005.

5.Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушение речи. Москва, 2004.

 

 

Список учебных пособий

1.Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. Москва, 1987.

2.Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет: Учебное пособие. Москва, 2006.

3.Козырева А.А И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий №4. Ярославль, 1999.

4.Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. СПб, 2005.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»