Применение элементов ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления младших школьников
Козлова Валентина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Балтийский берег» ОСШИ, Санкт-Петербург
Аннотация. В работе рассматривается развитие творческого воображения второклассников с использованием элементов ТРИЗ-технологии на примере нескольких уроков
Ключевые слова: морфологический ящик, сочинение загадок, «Да-нет»
В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе.
Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Начальная школа всегда была и остается началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно этот период обучения имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо. Когда мои ученики пришли ко мне в 1 класс, я заметила, что они неактивны, скованы на уроках чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. У детей вызывали затруднения задания творческого характера: что-то придумать, проиграть, сочинить …
Работу по развитию творческих способностей мы начали с первых уроков обучения грамоте, где ставили целью научиться не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать фантазию. Начиная со второго класса, на каждом уроке литературного чтения, отводим пять минут для развития творческих способностей, которые и называются « творческие минутки»: минутки «Почемучки». «иллюстрирование произведения», инсценирование произведения, использование устно народного творчества: сказки, пословицы, скороговорки.
В этом случае я использую прием сочинения загадок по опорам.
Объект |
Признак |
Объект 2 |
|
Какой? Что делает? Где находится?…(связки: как…, да не...) |
(Что такое же?) |
Опоры для сочинения загадок
Пример:
Круглый, да не блин,
Жёлтый, да не цыплёнок,
Как солнце в небе, да не греет (Подсолнух).
Объект |
Признак сначала |
Признак потом |
|
|
|
|
Пример:
Сначала кислое, потом сладкое,
Сначала зелёное, потом красное,
Сначала мелкое, потом крупное (Яблоко)
|
Пример: Как планета, но маленький Как мячик, но не прыгает. Как шарик, но твердый (глобус) |
Составление загадки на основе простого описания.
Дети по предложению учителя перечисляют 3-4 признака (или их значения), затем учитель составляет загадку.
Способ организации - фронтальный.
Пример:
Медведь: какой? Что он делает?
Загадка:Неуклюжий, косолапый, в берлоге живёт. Кто это?
Также в работе я использую"Да-Нет" как универсальный тренинг по освоению комплекса навыков, необходимых для работы с задачами. Задача "Да-Нет" содержит описание ситуации, представленное в абстрактном виде. Задача решающего - конкретизировать ситуацию, задавая ведущему вопросы в такой форме, чтобы на них можно было ответить "Да", "Нет", "Нет информации", "Не существенно".
Рекомендации по проведению практического тренинга по решению задач "Да-Нет"
- Предложить текст задачи.
- На первые 10 вопросов (как правило, их задают без какой-либо системы), просто отвечать: "Да", "Нет", "Неизвестно" и т.д. Если вопрос сформулирован некорректно, на него не отвечают.
-
После 10 вопроса спросить у учащихся:
- Могут ли они сказать, сколько вопросов задано?
- Насколько они приблизились к ответу, что уже нашли?
- Почему продуктивность решения задачи такая невысокая?
Вывод 1.Перебор возможных вариантов не даёт эффекта. Вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь некие области.
- Разбить задачу на составляющие (что известно?), установить между частями причинно-следственные связи.
- Предложить задавать вопросы по каждому из направлений (частей).
- После каждого 4-5 вопроса останавливаться и предлагать учащимся систематизировать информацию, повторить всё, что известно.
Вывод 2.Если вопросы задавать, сужая поле поиска, продвижение к ответу происходит быстрее.
- По ходу отгадывания (по ситуации) обращать внимание детей на то, что часть информации они непроизвольно "достраивают" на основе случайных ассоциаций и неверно сделанных выводов.
- По мере предъявления новых вопросов предложить оценить качество некоторых из них.
-
После выхода на финальный ответ обязательно обсудить:
- Как искали ответ по каждой составляющей? (выявить алгоритмы сужения поля поиска)
- Какие вопросы больше всего помогли приблизиться к ответу?
- Что было трудным в процессе отгадывания?
Вывод 3.В процессе отгадывания ситуация "обрастает" лишней информацией, которую строит наше сознание. Важно уметь отслеживать этот процесс.
Приложение: конспект урока окружающего мира
Тема урока: «Как построить новый дом?»
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
-развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи, организация работы в парах, в группах)
-формирование коммуникативной( работа в парах, в группах),когнитивной ( умение анализировать, классифицировать, обобщать) компетенций.
Цели урока:
-расширить представления детей о строительстве жилища, строительных материалах и их применении;
-развивать познавательную активность детей;
-совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы.
Технология: ТРИЗ-педагогика (элементы)
Используемые приемы: морфологический ящик/копилка, противоречия.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А.(часть I), компьютер, мультимедиапроектор, мини-презентация, карточки-задания для групповой работы
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова.
1) Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
– Повернемся друг к другу и покажем, с каким настроением мы пришли на урок. Пожелаем всем удачи на уроке.
– На каждом уроке мы встречаемся с трудностями.
– Будут ли сегодня трудности? (Будут.)
– Сумеем их преодолеть?
2)Проверка домашнего задания
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:
-как глина превращается в разные изделия;
-как рождается книга;
-как делают шерстяные вещи (с.109-111 учебника).
3)Актуализация необходимых знаний:
Загадки:
Птичка с юга прилетела, У окна на ветку села. Чтобы с нами рядом жить, Что ей надо срочно свить? (гнездо) |
Неприступно, одиноко На скале крутой, высокой Мрачной глыбою на вид Он у озера стоит. Сквозь старинные бойницы В гладь озерную глядится ( замок) |
Белке спать зимой тепло, Если спрячется в …(дупло) |
В нем живет моя родня. Мне без него не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду К нему дорогу не забуду (дом) |
|
|
Отгадки записываем на доске: гнездо, замок(дворец), дупло, дом.
-Что объединяет эти предметы? ( Они являются жилищем)
-Какие из этих объектов наиболее важны для человека?(дом)
- Почему вы так решили? Зачем человеку дома? (Укрыться от холода и жары, спрятаться от непогоды. В доме человек может отдыхать, работать и т.д.)
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько ему лет?
Пять лет назад дом возведен –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
- Назовите тему нашего урока ( «Как построить новый дом?»)
2. Стадия осмысления
1) -Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом.
Где бы ни поселился человек, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и от жары, от дождя и ветра. Во все времена дом считался одним из главных «семейных богатств» человека. Именно с него все и начиналось. Любая «новая жизнь», «новое семейное счастье» брали свои истоки с постройки дома. Для любого мужчины и по сей день считается главным: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка - простые, но такие верные постулаты обыкновенного человеческого счастья. Поэтому к постройке дома относились очень серьезно! Дом был священным и важным местом, а еще и основным богатством народа. Все начиналось с тщательного выбора места для постройки дома. Русские люди любили селиться у воды (у реки, озера), ведь она необходима для любого промысла и ведения хозяйства.
И наш урок посвящён жилищам. Мы в общих чертах познакомимся с тем, как строили дома и узнаем несколько новых терминов. Эти знания пригодятся вам в жизни. Ваша задача сегодня - построить дом.
-Чтобы работа шла успешно, что нам для этого нужно? (Внимание, умение выслушивать друг друга, умение думать, мыслить. А ещё умение самим искать, пробовать, сравнивать, анализировать, фантазировать, делать выводы)
– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)
Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.
– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? Как сделать дом удобным для проживания?
1)Работа в парах ( заполнение таблицы/копилки)
Заготовка материалов
Материалы |
Что из них будут делать? |
Бревна |
Сруб |
Кирпич |
Фундамент |
Цемент |
Для соединения кирпичей |
Стекло |
Окна |
Пластик |
Окна |
Доски |
Пол, потолок, крыша |
Гвозди |
Для соединения досок |
Шифер |
Крыша |
|
|
Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Стройка
-У нас есть достаточное количество материалов, поэтому можно начать стройку. С чего начнем? (предложения детей: фундамент из кирпичей, из бетонных плит)
-Зачем дому фундамент? ( Основа, опора, можно устроить подвал или гараж)
-Как складывать бревна, чтобы получить красивый сруб? (используем карандаши, фломастеры, складываем сруб)
Вывод:получается много щелей.
- Это плохо, если погода морозная, ветреная, температура воздуха низкая
-Это хорошо, если жарко, если светит солнце.
-Какой сруб нужно построить нам, жителям Ленинградской области? (без щелей)
-Почему? (Погодные условия не всегда благоприятные)
- Что нужно сделать, чтобы сруб получился красивым?(забить изнутри досками, заклеить бумагой, проложить утеплитель и т.)
Сообщение «Что делали мастера, чтобы получить красивый сруб?»
Для плотного прилегания верхнего бревна к нижнему в верхнем бревне прорубали горизонтальный паз( выемку) в форме желоба по всей длине бревна. Для того, чтобы прилегание было более точным, использовался специальный инструмент «черта». На концах бревен выдалбливалась чаша, в которую ложилось бревно. Такой тип соединения назывался в «обло», т.е. округло, в круглую чашу.
Крыша
- Из каких материалов можно сделать крышу? (Шифер, стекло, прозрачный пластик, металлическая черепица)
Работа в парах: обсуждение достоинств и недостатков каждого материала.
– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на три группы. Вы теперь строительные бригады. Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка. Можно нарисовать дом, который у вас получился.
Последовательность работ |
Словарик |
– Окна защищают …, |
брёвна |
Представление результатов работы бригад.
3.Рефлексия
Взаимооценка работ
Оценивание своей работы на уроке
Итог урока
– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?
Домашнее задание:
- Попробуйте пофантазировать и нарисовать фантастический дом будущего и рассказать о нем.
Для развития творческих способностей необходимо создание условий. Для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит.
Использованная литература:
1.А.А.Плешаков А.Е.Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации- М «Просвещение» 2012
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить. – «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4.http://www.gazeta-licey.ru/educ/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/item/4299-house Что нам стоит дом построить?
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №1 1998г, №3 1998г, №5 1998г
6. «Начальная школа» №10, 2001 «Развитие творческих способностей учащихся»
7.Холодова, О.В. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради в 2-х частях, 2 класс.- 3 изд.- Росткнига. – 2006.
8.Н.Хоменко. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ.
9.(Авторская технология А.А. Нестеренко "Страна загадок" http://trizminsk.org/e/23105.htm)
10. М.Н.Шустерман, З.Г Шустерман «Думаем,изобретаем, открываем мир»
Москва«Просвещение» «Учебнаялитература» 1996