Учебный проект в 3 классе
Семейные реликвии
Авдеева Марина Вячеславовнв,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 209
Центрального района Санкт-Петербурга
Обоснование темы проекта
Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи.
«Семейные реликвии» - это социально ориентированный проект, предполагающий включение детей и родителей в проектную социально значимую деятельность с целью формирования навыков ответственности, самостоятельности, творчества в организации полезных, личностно и социально значимых дел.
Цель проекта – создание единого воспитательного пространства «семья – школа».
Задачи проекта:
- Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.
- Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
- Больше узнать о своей семье, познакомиться с традициями, реликвиями семьи.
- Формирование нравственного долга детей перед семьей.
- Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
|
Мотивационный Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики обсуждают тему и проблему, выдвигают собственные идеи.
|
II этап: Сбор и обработка информации
|
Планирующе – подготовительный В сотрудничестве определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности с учителем и родителями.
|
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
|
|
IV этап: Реализация проекта |
Информационно-операционный Ученики в сотрудничестве с родителями собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации.
|
V этап: Подготовка к защите проекта
|
|
VI этап: Презентация проекта в форме открытого внеклассного мероприятия «Семейные реликвии»
|
Рефлексивно-оценочный Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
|
VII этап: Рефлексия
|
Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Семейные реликвии».
Цель: Сбор материала для оформления классной книги «Семейные реликвии».
Задачи:
1. Вовлечь учащихся и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных реликвий.
2.Формировать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи.
3. Развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.
|
Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. А.С.Макаренко.
|
Ход мероприятия:
- Введение.
Звучит фонограмма песни «Бабушкин сундук».
Учитель:- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем мероприятии, посвященном теме, которая нам всем так близка – СЕМЬЯ.
Учащийся:
- В семейном кругу
Мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу
Мы жизнь создаем
Основа основ – родительский дом.
Учитель: - Посмотрите, у меня на столе стоит сундук. Как Вы думаете, что в нем находится? (Ответы учащихся). Правильно, в нем то, что дорого каждой семье, это истории ваших семей, семейные реликвии. Ребята, давайте, вспомним, что такое реликвия.
Учащийся:- Реликвия – это вещь, свято хранимая.
Учитель: - Мы с вами решили осуществить проект – создать классную семейную книгу, куда поместим интересные истории, фотографии и ваши сочинения. У нас уже есть первые результаты, с которыми вы сегодня выступите. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.
Учащийся:
Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней.
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.
- Основной этап:
2.1.Выступления учащихся с сообщениями о семейных реликвиях.
1. Христоева Дарина «Фотография дедушки». Фрагмент выступления представлен ниже:
Меня зовут Христоева Дарина. Я живу в г.Санкт –Петербурге, являюсь ученицей 3а класса гимназии №209. Реликвией в нашей семье является фотография моего прадедушки, Христоева Юрия Пантелеймоновича, который во время войны был летчиком. Мой прадедушка был примером цели устремленности, твердости характера и всех тех качеств, которые должны быть у Настоящего Человека. Родился он в 1918 году на Украине в маленьком поселке, с 14 лет он работал наравне со взрослыми, трудностей не боялся и всегда мечтал быть летчиком. Поступил в авиационное училище и в 1941 году его закончил. Мечтал о дальних перелётах, но началась война. Он участвовал во многих сражениях за нашу родину, в том числе в Сталинградской битве. День Победы он встретил в Берлине. Мы дома жалеем о том, что не записывали рассказы прадедушки о войне.
2. - А в моей семье бережно хранятся не только фотографии, но и письма прадеда с фронта. Гутерман Никита «Письма с фронта». Фрагмент выступления представлен ниже:
В каждой семье есть какие-нибудь памятные вещи дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, которые хранятся, для того чтобы знать историю своей семьи. Иногда такие вещи передаются из поколения в поколение, от родителей детям, чтобы они помнили, знали, кто были их предки, где они жили, что сделали в своей жизни. В нашей семье тоже есть такие вещи – это военные письма моего прадеда Ефима Гутермана, которые он писал своей семье с фронта во время Великой отечественной войны. Читая эти письма, я много узнал не только о моей семье, но и выяснил некоторые интересные факты из истории нашей страны.
К началу Великой Отечественной войны прадедушка Ефим работал на Путиловском заводе, он был инженером, и поэтому, когда началась война, его не отпускали на фронт. Моя прабабушка Любовь Абрамовна и дедушка Вова всю войну находились в блокадном Ленинграде. Мы храним его записку к моей прабабушке, в которой он пишет « Я спалил тебе кусочек шкурки, т.к. был дома и делал себе стакан чая….». Прадед просит жену сделать какую-нибудь еду из шкурки, пока он работает на заводе. Прадед несколько раз подавал прошение отправиться на фронт и только к 1943 году получил его. Он принимал участие в боях под Ленинградом и Псковом, был ранен, из госпиталя вернулся прямо на фронт и погиб в 1944 году. Его письма к семье и сестрам мы храним. Часть его писем приходили в конвертах, а некоторые представляют собой свернутые треугольником листы с отметками полевой почты. В марте 1944 года от него пришло письмо, в котором он рассказывает, что он получил сквозное грудное ранение, «но Ваши думы обо мне и в последнем бою меня сохраняли, потому что пуля вышла на волоске от сердца…». Потом приходили письма из госпиталя. В июне прадед написал письмо из новой части, сообщил, «готовлюсь к решающим боям… и так полный разгром близок и снова будет счастливая жизнь..». 10 июня 1944 года прадед пишет, что в торжественной полевой – боевой обстановке он получил значок Гвардейца- « и так я гвардии офицер, теперь не знаю, когда смогу вам написать , т.к. с часу на час жду приказа о выступлении моего подразделения в решительную схватку с врагом. Да хранит Вас судьба, пока бьется мое сердце вы всегда со мной. Помните и вспоминайте меня, мне будет легче бороться с лютым кровожадным врагом. Я поседел! Хоть мне тяжело физически, но я буду мстить за нашу разлуку, за убитых детей, которых я сам встречал на своем боевом пути….» Это было последнее письмо от прадеда. В дневнике деда написано, что они с мамой получили из части известие, что прадед был ранен 26 июня 1944 года и эвакуирован в госпиталь , но никаких известий они больше от него не получили. Эти письма и записки сохранил мой дед и передал их папе, а теперь папа показал их мне и рассказал историю моего прадеда.
По таким документам можно изучать историю нашей страны. А вы храните память о своих предках?
3. Звучит песня «Темная ночь» в исполнении ученика Ивана Воротникова.
4.Хруль Дмитрий «Ордена прадеда».
2.2. Игра «Вспомни пословицу о семье».
Учитель: И в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Дорогие ребята и уважаемые гости! Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить ее концовку:
- Не красна изба углами, а …. (красна пирогами).
- В гостях хорошо, а ….. (дома лучше).
- Где родился, там ….. (и пригодился).
- Мир да лад - ….. (большой клад).
- Не нужен клад, ….. (когда в семье лад).
- Люби своих, …. (помни чужих).
-
Какие корешки, такие и ветки, какие родители … (такие и детки).
- Выступления учащихся с сообщениями о семейных реликвиях.
Учитель: Я не зря вспомнила о том, что семьи на Руси были большие и род велся издалека, а также все это записывалось в семейных библиях. О семейных реликвиях своей семьи нам расскажут:
Соколов Михаил «Семейная библия
Дмитриева Виктория «Кортик моего папы».
Шапошникова София «Наш семейный самовар».
- Подведение итогов выступлений.
Учитель: Мы выслушали сегодня шесть сообщений о семейных реликвиях, но вы все подготовили очень интересные рассказы о тех предметах, которые бережно хранятся в ваших семьях и передаются из поколения в поколение. Все ваши работы с рассказами, интервью, фотографиями и рисунками мы переплели, и получился вот такой замечательный сборник «Семейные реликвии». (Демонстрируется сборник).
- Мастер – класс по изготовлению куклы-оберега. Совместное творчество родителей и детей.
Учитель:- А теперь, ребята и уважаемые гости, я предлагаю вам создать реликвию своими руками. Это кукла-оберег жилища «День и ночь».
На доске презентация с технологической картой изготовления куклы-оберега. Дети и родители вместе изготовляли этих кукол.
- Рефлексия.