Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Учебный проект в 3 классе

Семейные реликвии

Авдеева Марина Вячеславовнв,
учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 209
Центрального района Санкт-Петербурга

 

Обоснование темы проекта

Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи.

«Семейные реликвии» - это социально ориентированный проект, предполагающий включение детей и родителей в проектную социально значимую деятельность с целью формирования навыков ответственности, самостоятельности, творчества в организации полезных, личностно и социально значимых дел.

 Цель проекта – создание единого воспитательного пространства  «семья – школа».  

  Задачи проекта:

  1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.
  2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
  3.  Больше узнать о своей семье, познакомиться с традициями, реликвиями семьи.
  4. Формирование нравственного долга детей перед семьей.
  5.  Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

 

Мотивационный

Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики обсуждают тему и проблему, выдвигают собственные идеи.

 

II этап: Сбор и обработка информации

 

Планирующе – подготовительный

В сотрудничестве определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности с учителем и родителями.

 

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность поставленной проблемы;
  • анализ собранной информации;
  • планирование деятельности;
  • реализация деятельности в сотворчестве с родителями и учителем.

 

IV этап: Реализация проекта

Информационно-операционный

Ученики в сотрудничестве с родителями собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является источником информации.

 

 

V этап: Подготовка к защите проекта

  • учащиеся в сотрудничестве с родителями разрабатывают свой проект по теме;
  • создают  электронную презентацию;
  • представляют проект на внеклассном мероприятии;
  • оформление классного сборника по теме «Семейные реликвии»

 

VI этап: Презентация проекта в форме открытого внеклассного мероприятия «Семейные реликвии»

 

Рефлексивно-оценочный

Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

 

VII этап: Рефлексия

  • самоанализ и самооценка проделанной работы,
  • осмысление своих впечатлений

 

 

 

 

Сценарий  открытого внеклассного мероприятия «Семейные  реликвии».

Цель: Сбор материала для оформления классной книги «Семейные реликвии».

Задачи:

1. Вовлечь учащихся и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных реликвий.

2.Формировать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи.

3. Развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.

 

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания  детей,  для супружеского счастья  и  радости.

А.С.Макаренко.

 

Ход мероприятия:

  1. Введение.

Звучит фонограмма песни «Бабушкин сундук».

Учитель:- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем мероприятии, посвященном теме, которая нам всем так близка – СЕМЬЯ.

Учащийся:

- В семейном кругу

Мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все  корни твои.

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу

Мы жизнь создаем

Основа основ – родительский дом.

Учитель: - Посмотрите, у меня на столе стоит сундук. Как Вы думаете, что в нем находится? (Ответы учащихся). Правильно, в нем то, что дорого каждой семье, это истории ваших семей, семейные реликвии. Ребята, давайте, вспомним, что такое реликвия.

Учащийся:- Реликвия – это вещь, свято хранимая.

Учитель: - Мы с вами решили осуществить проект – создать классную семейную книгу, куда поместим интересные истории, фотографии и ваши сочинения. У нас уже есть первые результаты, с которыми вы сегодня выступите. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.

Учащийся:

 Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

                        Благодаря им в нашем доме –

Тревожный отблеск наших дней.

Со снимков бледных, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор.

  1. Основной этап:

2.1.Выступления учащихся с сообщениями о семейных реликвиях.

1. Христоева Дарина «Фотография дедушки». Фрагмент выступления представлен ниже:

Меня зовут Христоева Дарина. Я живу в г.Санкт –Петербурге, являюсь ученицей 3а класса гимназии №209. Реликвией в нашей семье является фотография моего прадедушки, Христоева Юрия Пантелеймоновича,  который во время войны был летчиком. Мой  прадедушка был примером цели устремленности, твердости характера и всех тех качеств, которые должны быть у Настоящего Человека. Родился он в 1918 году на Украине в маленьком поселке, с 14 лет он работал наравне со взрослыми, трудностей не боялся и  всегда мечтал быть летчиком. Поступил в авиационное училище и в 1941 году его закончил. Мечтал о дальних перелётах, но началась война. Он участвовал  во многих сражениях за нашу родину, в том числе в Сталинградской битве. День Победы он встретил в Берлине. Мы дома жалеем о том, что не записывали рассказы прадедушки о войне.

 

2.  - А в моей семье бережно хранятся не только фотографии, но и письма  прадеда с фронта. Гутерман Никита «Письма с фронта». Фрагмент выступления представлен ниже:

В  каждой семье  есть какие-нибудь памятные вещи  дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек, которые  хранятся,  для того чтобы знать историю своей семьи. Иногда такие вещи передаются  из поколения в поколение,  от родителей детям, чтобы они  помнили, знали, кто были их предки, где они жили, что сделали в своей жизни.  В нашей семье тоже есть такие вещи –  это военные письма моего прадеда Ефима Гутермана, которые он писал  своей семье с фронта во время Великой отечественной войны. Читая эти письма,  я много узнал не только о  моей семье,  но и выяснил некоторые интересные факты из истории нашей страны.

         К началу Великой Отечественной войны прадедушка Ефим работал на Путиловском заводе, он   был инженером, и  поэтому, когда началась война, его не отпускали на фронт. Моя прабабушка  Любовь Абрамовна и дедушка Вова всю войну находились в блокадном Ленинграде.  Мы храним  его  записку к моей прабабушке, в которой он  пишет « Я спалил тебе кусочек шкурки, т.к. был дома и делал себе стакан чая….».  Прадед просит жену сделать какую-нибудь еду из шкурки, пока он работает на заводе.  Прадед несколько раз подавал прошение отправиться на фронт и только к 1943 году получил его. Он принимал участие в боях под Ленинградом и Псковом, был ранен, из госпиталя вернулся прямо на фронт и погиб в 1944 году. Его письма  к семье и сестрам мы храним. Часть его писем  приходили в конвертах, а некоторые представляют собой свернутые треугольником листы с отметками полевой почты. В марте 1944 года от него пришло письмо, в котором он рассказывает, что он получил сквозное грудное ранение, «но Ваши думы обо мне  и в последнем бою  меня сохраняли, потому что  пуля вышла на волоске от сердца…». Потом приходили письма из госпиталя. В июне прадед написал письмо из новой  части, сообщил,  «готовлюсь к решающим боям… и так полный разгром близок и снова будет счастливая жизнь..».  10 июня 1944 года прадед пишет, что в  торжественной полевой – боевой обстановке  он получил значок Гвардейца- « и так я гвардии офицер, теперь не знаю, когда смогу    вам написать , т.к. с часу на час жду  приказа о выступлении моего подразделения в решительную схватку с  врагом. Да хранит Вас судьба, пока бьется мое сердце вы всегда со мной.  Помните и вспоминайте меня, мне будет легче  бороться с лютым кровожадным врагом. Я поседел!  Хоть мне тяжело физически, но я буду мстить за нашу разлуку, за убитых детей, которых я сам встречал на своем  боевом пути….» Это было последнее письмо от прадеда.  В дневнике деда  написано, что они с мамой получили из части известие, что прадед был ранен 26 июня 1944 года и эвакуирован в госпиталь , но никаких известий они больше от него не получили.  Эти письма и записки  сохранил мой дед и передал их папе, а теперь папа показал их мне и рассказал   историю моего прадеда.    

По таким документам  можно изучать историю нашей страны. А вы храните память о своих предках?

3. Звучит песня «Темная ночь» в исполнении ученика Ивана Воротникова.

4.Хруль Дмитрий «Ордена прадеда».

2.2. Игра «Вспомни пословицу о семье».

Учитель:  И в старину о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Дорогие ребята и уважаемые гости! Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить ее концовку:

  • Не красна изба углами, а …. (красна пирогами).
  • В гостях хорошо, а ….. (дома лучше).
  • Где родился, там …..  (и пригодился).
  • Мир да лад - ….. (большой клад).
  • Не нужен клад, ….. (когда в семье лад).
  • Люби своих, …. (помни чужих).
  • Какие корешки, такие и ветки, какие родители … (такие и детки).
    1. Выступления учащихся с сообщениями о семейных реликвиях.

Учитель:  Я не зря вспомнила о том, что семьи на Руси были большие и род велся издалека, а также все это записывалось в семейных библиях. О семейных реликвиях своей семьи нам расскажут:

 Соколов Михаил «Семейная библия

Дмитриева Виктория «Кортик моего папы».  

Шапошникова София «Наш семейный самовар».

  1. Подведение итогов выступлений.

Учитель: Мы выслушали сегодня шесть сообщений о семейных реликвиях, но вы все подготовили очень интересные рассказы о тех предметах, которые бережно хранятся в ваших семьях и передаются из поколения в поколение. Все ваши работы с рассказами, интервью, фотографиями и рисунками мы переплели, и получился вот такой замечательный сборник «Семейные реликвии». (Демонстрируется сборник).

  1. Мастер – класс по изготовлению куклы-оберега. Совместное творчество родителей и детей.

Учитель:- А теперь, ребята и уважаемые гости, я предлагаю вам создать реликвию своими руками.   Это кукла-оберег жилища «День и ночь».

На доске презентация с технологической картой изготовления куклы-оберега. Дети и родители вместе изготовляли этих кукол.   

  1. Рефлексия.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»