Использование метода учебного проекта
в практике работы учителя начальных классов
Куликова Елена Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
В современной дидактической литературе общепризнано, что метод учебного проекта является эффективным способом организации самостоятельной деятельности учащихся. Как метод обучения он интегрирует в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методики.учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
Метод проектов как дидактическое средство обучает проектированию. То есть, метод проектов учит умению находить решения различных проблем, развивает творческие и умственные способности, формирует интеллект человека.
В школьной практике метод учебных проектов реализует деятельностный подход к обучению. Сам процесс обучения происходит в процессе деятельности учащихся. Метод проектов представляет собой обучение через деятельность, и на первом этапе необходимо познакомить детей с основами исследовательской деятельности.
В доходчивой популярной форме учитель обращается и к социальному опыту детей и к существующей научной литературе.
При этом учитель знакомит детей с необходимостью личной самоорганизации при работе над проектом.
Напоминает базовые основы проектной деятельности.
Учитель доходчиво и популярно объясняет:
зачем нужно формулировать цель проекта;
какие задачи можно поставить и как их решить,
какие существуют методы работы;
в чем ценность коллективного взаимодействия, сотрудничества;
почему необходимо самим сформулировать выводы по своей проектной деятельности;
почему необходимо письменно прописать результаты своего проекта;
как результаты деятельности связаны с первоначально поставленной целью;
почему обязательно надо научиться презентовать свою работу;
почему так важно получить оценку одноклассников;
почему так важна самооценка работы: что узнали нового? что было интересно?
к каким выводам пришли самостоятельно?
как можно доработать свой проект, довести его до уровня результативной самостоятельной исследовательской работы.
Все поставленные вопросы должны обсуждаться с детьми. Ценность диалоговой формы общения в том, что учитель узнает уровень развития детей и уровень их притязаний, видит как профессионал «зону их ближайшего развития», их запросы и творческий потенциал.
Важной аспектом проектной деятельности является личная заинтересованность ребенка в получении результата, положительная мотивация, упорность и настойчивость в достижении результата проектной деятельности.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.
Богатейший материал для проектной деятельности дает предмет «Окружающий мир». Не только школьный учебник, но и окружающее пространство предоставляет материал для познания мира, окружающего нас.
Приведем пример проектной работы, построенной на основе краеведческого материала.
Мы живем и учимся в Приморском районе Санкт-Петербурга. А что дети знают об истории нашего района?
В 2020 году русский народ торжественно отметил 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим событием в моём классе была организована беседа о военных исторических памятниках Приморского района.
Чтобы понять актуальность нашего будущего исследования, на уроке окружающего мира я составила и провела анкету «Что вы знаете о Приморском районе в годы Великой Отечественной войны». Было опрошено 30 учеников.
Просмотрев анкеты, я поняла, что всем ребятам эта тема интересна, но у них не хватает знаний. Ребята успешно ответили на вопросы, связанные с авиационными названиями улиц Приморского района. Это улицы Авиаконструкторов, Испытателей, Парашютная, Аэродромная, Планерная.
Ученики решили на уроке организовать классное конструкторское бюро и всем попробовать нарисовать военные самолеты того времени.
Дети рисовали модель Ил- 2. В народе этот военный самолет называли «летающим танком». Наше классное конструкторское бюро успешно справилось с этим заданием. Рисунки Ил- 2 получились яркие, выразительные. Но кто такой авиаконструктор Ильюшин никто из ребят не смог рассказать.
В Приморском районе есть улица Туполевская. В честь кого она названа? Ребята не смогли ответить.
В связи с этим, стало понятно, что тема нашего исследования « Авиаконструкторы Великой Победы» будет интересна ученикам и многое им еще предстоит узнать.
В наш исследовательский коллектив вошли ребята, которым было интересно сделать проекты на эти темы.
Результаты своей работы ребята представляли в виде образовательного путешествия по Приморскому району.
Мы решили:
Разработать Маршрутный лист образовательного путешествия «История комендантского аэродрома».
Разработать Маршрутный лист образовательного путешествия «Авиаконструктор Сергей Ильюшин и улица его имени».
Разработать Маршрутный лист образовательного путешествия «Авиаконструктор Андрей Туполев и улица его имени».
Одноклассники стали группой поддержки, нашим конструкторским бюро.
Вместе с ними мы проводили анкеты, вместе конструировали военные самолеты, вместе ходили в библиотеку и знакомились с книгами о войне, блокаде, авиаконструкторах.
В нашем конструкторском бюро мы апробировали работу, собирали замечания и пожелания ребят, вместе составляли образовательные маршруты об авиаконструкторах победы.
Цель проектной работы – создать творческую работу в виде образовательного Маршрута в интересной для одноклассников форме, которая будет способствовать их самообразованию по краеведению.
Задачи проектной работы:
- провести анкетирование по историческому краеведению, для определения актуальности и значимости работы для одноклассников;
- изучить литературу по историческому краеведению в школьной и районной библиотеке;
- составить Маршрут образовательного путешествия по историческому краеведению;
- подготовить образовательную презентацию по итогам работы для одноклассников;
Гипотеза проектной работы - предполагается, что интересное образовательное путешествие с продуманным Маршрутным листом позволит заняться самообразованием, получить необходимые знания.
План проектной работы
Провести анкетирование среди одноклассников, чтобы выявить актуальность поставленной проблемы.
Подготовить Маршрутный лист образовательного путешествия.
Пройти по Маршрутному листу, уточняя материалы исторического краеведения
Составить список для литературы и интернет - ресурсов для самообразования.
Подготовить презентацию.
Провести занятия среди одноклассников.
Получить отзыва одноклассников на проделанную работу.
Апробировать результаты работы.
Проверить практическую значимость проектной работы.
Основные результаты и выводы
Ребята подготовили презентацию по теме «Авиаконструкторы Великой Победы», разработали Маршруты образовательного путешествия.
Вместе с одноклассниками мы сделали обучающую игру, проверили ее в классе, показали игру в других классах.
При работе над проектом мы научились:
- ставить цели и задачи проектной деятельности;
- выдвигать гипотезу о творческом продукте и результатах проектной деятельности;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно получать новые знания;
- создавать инновационной продукт.
Результаты проектной деятельности отражены в образовательной презентации, в создании игры по краеведению.
Основные выводы проектной работы
Проектная работа нас научила:
- работать в команде;
- получать новые знания из литературы, интернета, из окружающего нас пространства города;
- научила составлять и проводить анкеты, прислушиваться к мнению одноклассников;
-делать работу, полезную для одноклассников, для их самообразования, общего развития.
Практическое значение проектной работы
При апробации работы мы увидели, что наш проект интересен одноклассникам. Проект дает ребятам новые знания по краеведению. Мы получили отзывы на нашу работу.
Нашу работу можно использовать на классных часах, на уроках Мужества в связи с памятными военными датами в истории Санкт-Петербурга.
Апробация проекта среди одноклассников, среди ребят начальной школы показала практическую актуальность и важность проекта для гражданского и патриотического воспитания учащихся начальной школы.
Заключение.
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов убеждает нас, что в современном социуме сложились условия для актуализации этого метода.
Метод проектов стал дидактическим средством развития, обучения и воспитания в современной педагогике.
Социальная ценность этого метода в том, что он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, с младшего школьного возраста осознающую необходимость образования, самообразования для своего личностного развития.
Для большинства проектов характерна групповая работа, и учение в сотрудничестве дает важный учебно-воспитательный эффект. Учит социальному взаимодействию, что так ценно во взрослой жизни.
Этот метод позволяет вырабатывать и развивать особые умения и навыки, связанные с личностным развитием человека гражданского общества.