Информационные технологии и организация
учебных проектов в начальной школе
Иванова Яна Викторовна
Педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она:- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир;
- идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность.
Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов ( памятки, инструкции ). Конечно же. Детям необходима помощь со стороны родителей и учителя.
Исследовательскую деятельность младших школьников можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающего мира происходит совершенствование мышления и речи у учащихся, развивается любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, происходит переход от созерцания явлений к их осмыслению.
Работа над темой и проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
Исследование проблемы, находящейся в центре внимания данных проектов, может проводиться учащимися самостоятельно либо с участием родителей. Учитель разрабатывает критерии оценивания исследовательских отчетов учащихся ( презентация, видеофильм и др. ) в двух формах: для учащихся, для родителей и учителей.
Проект «Круговорот воды в природе» проводится во внеурочное время и охватывает ряд ряд учебных тем по окружающему миру: «Вода. Превращение воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Охрана воды.» Проект является межпредметным, т.к. нацелен на применение учащимися знаний из области окружающего мира, чтения, изобразительного искусства, русского языка.
Доминирующая деятельность в рамках проекта - исследовательская: она предполагает проведение ряда теоретических и практических исследований, выполнение творческих заданий, позволяет использовать разнообразные источники информации ( печатные материалы, интернет-ресурсы ), собственные наблюдения.
Проект нацелен на воспитание бережного отношения к воде, формирование экологической грамотности учащихся и предусматривает решение следующих задач:
- уточнить и расширить знания о значении воды;
- исследовать основные свойства воды;
- формировать знания о трех состояниях воды, их взаимном переходе, о круговороте воды в природе;
- раскрыть основные факторы загрязнения воды.
Главный вопрос данного проекта : «Что может вода?» При поиске ответа на этот вопрос могут быть выдвинуты такие проблемные вопросы: «Почему нельзя прожить без воды?», «Какого цвета вода?», «Почему снег тает?», «Почему рыбы и другие животные живут в воде и не погибают?», «Почему снежинки имеют разную форму?»
При организации проекта учащиеся делятся на три команды, каждая из которых работает над своим вопросом.
Для организации первичного контроля знаний по темам проекта учитель разрабатывает дидактический материал: тесты и кроссворды. Они могут быть дифференцированными, обобщенными, тематическими. В качестве примера один из кроссвордов.
5 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
13 | 1 | |||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
12 | 9 | |||||||||||||||
11 | 4 | |||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
8 |
По горизонтали:
1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. ( родник )
4. Шуба нова, да на подоле дыра. ( прорубь )
6. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет — заплачет она и умрет. ( сосулька )
8. На дворе переполох: с неба сыпется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. ( град )
10. По морю идет-идет, а до берега дойдет — тут и пропадет. ( волна )
11. Под осоку, на песок уронили поясок.
И лежит — да не поднять, и бежит — да не поймать. ( ручей )
По вертикали:
2. Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. ( снег )
3. Белая вата плывет куда-то.
Хоть лови, не лови — не изловишь. ( облако )
5. Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. ( река )
7. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? ( Снежинка )
9. Не вода, не суша — на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. ( болото )
12. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. ( роса )
13. Стоит корыто дополна водой налито. ( пруд )
На организационном этапе учитель рассказывает о проекте, в котором дети могут принять участие.
На этапе планирования учитель предлагает вопросы для исследования, раздает командам опросные листы, инструкции, план, маршрут исследования и предлагает поиск литературы. Например, одной из команд были выданы листы для проведения опроса среди родителей и одноклассников.
Социальный опрос «Сколько стаканов воды вы выпиваете в день?»
Родители | Одноклассники | ||||||||
Фамилия | 1ст. | 2-3 ст. | 4-5 ст. | больше 5 ст. | Фамилия | 1ст. | 2-3 ст. | 4-5 ст. | Больше 5 ст. |
На этапе изыскания ученики во внеурочное время начинают поиск необходимой информации.
По окончании проекта проводится итоговая конференция, на которой учащиеся представляют результаты своих исследований в форме презентации.
Учитель разрабатывает критерии оценивания исследовательских отчетов учащихся; почетные грамоты.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Информационные технологии можно использовать на всех этапах работы над проектом.
Использование метода проектов с применением информационных технологий в работе с младшими школьниками способствует формированию активной позиции ребенка, развитию его самостоятельности, углубленному изучению материала, совершенствованию учебного процесса за счет использования современных педагогических технологий.