Использование проектных технологии в начальной школе
Рашкина Майя Валентиновна
С приходом новых образовательных стандартов роль учителя кардинально поменялась, приоритетным стало формирование метапредметных универсальных действий, которые являются основой умения учиться и формируют высокую мотивацию к учению. Учитель перестает быть основным источником информации, его задачей становится научить ориентироваться в том огромном потоке информации, который обрушивается на ребенка. Научить систематизировать, выделять главное, устанавливать связи, структурировать полученные знания. Важным становиться и необходимость научить целенаправленному поиску информации.
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Одним из методов формирования ключевых компетенций на уроке является проектная деятельность. Она не ограничена рамками конкретного урока, урочной или внеурочной деятельности, позволяет осуществлять метапредметные связи.
Проектные технологии активизируют процесс обучения, позволяют сделать его более продуктивным, повысить мотивацию. Направить учебно-познавательную деятельность школьников на получение результата. В ходе работы над проектом ученик проводит серьезную поисково-исследовательскую работу, раскрывает творческий потенциал, развивает навыки анализа и самоанализа. Публичное представление своей работы положительно влияет на развитие у детей навыков общения и публичных выступлений. Коллективная и групповая работа над проектом позволяет улучшить эмоциональную атмосферу в классе.
Далее хочется поделиться накопленным опытом по реализации проектной деятельности в начальной школе.
Проектные технологии начинаю вводить уже со второго полугодия в 1 классе. Безусловно, первые шаги в новой для себя деятельности ученики делают коллективно под моим руководством. Со второго класса проектная деятельность становиться более самостоятельной. В третьем классе уже смело даю учащимся домашнее задание подготовить проект по той или иной теме. Хочу особо отметить две долгосрочные проектные работы, которые мне уже дважды удалось реализовать. Первая работа проводится в рамках урока чтения, но это скорее надпредметные проект. Его название «Детский журнал». Работу я строю в три этапа. На первом этапе учащиеся представляют свой любимый журнал. Каждый ученик должен так представить его, чтобы одноклассники захотели познакомиться с журналом поближе. Подводя итог, мы делаем вывод о том какие рубрики входят в журнал, что было наиболее интересно, и определяем, что будет входит в наш собственный журнал. На втором этапе работая коллективно учащиеся создают свой журнал, однако на данном этапе все его содержание просто собирается из тех журналов о которых рассказывали ребята. А вот третий этап посвящен созданию своего собственного журнала. Вначале учащиеся коллективно определяют дизайн будущего журнала, затем в мини группах создают странички своей рубрики. Работают над этим проектом учащиеся очень активно и с большим энтузиазмом, и абсолютно не ассоциируют его с учебной деятельностью.
Второй проект, который мне бы хотелось отметить, проводиться в рамках предмета «Окружающий мир» и посвящен теме «Природные зоны России». Проект долгосрочный, первый этап посвящен сбору информации, и длиться на протяжении всего периода изучения темы. При знакомстве с каждой зоной учащиеся получают таблицу, в которую они должны внести информацию в соответствии с заданными параметрами (климат и расположение природной зоны, особенности растительного и животного мир, экологические проблемы и заповедник). Каждая таблица в дальнейшем будет представлять собой страничку атласа - определителя по всем природным зонам России. Подводя итог изучения темы на основе собранной информации учащиеся по подгруппам представляют одну природную зону, оформляя плакат куда вносят информацию, полученную на уроке и дополняют ее самостоятельно изученными фактами. Этот проект более серьезный, но и четвероклассники уже имеют достаточно богатый опыт, поэтому подходят к выполнению работы очень ответственно. Ну и, конечно, нельзя оставить без внимания то, что учащимся удается включить в работу родителей. Они не только помогают и направляют своих детей, но и активно участвуют в оформлении проектов, создании готового продукта.
Конечно, не все дети станут исследователями, но всем придется столкнуться с необходимостью принимать те или иные решения. А для этого необходимо вникнуть в суть проблемы, проанализировать причины ее возникновения, найти все возможные варианты ее решения и выбрать из них самый актуальный. Проектно-исследовательская деятельность учащихся помогают развитию важнейших для современной жизни компетенций: способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Одним из методов формирования ключевых компетенций на уроке является проектная деятельность. Она не ограничена рамками конкретного урока, урочной или внеурочной деятельности, позволяет осуществлять метапредметные связи.
Проектные технологии активизируют процесс обучения, позволяют сделать его более продуктивным, повысить мотивацию. Направить учебно-познавательную деятельность школьников на получение результата. В ходе работы над проектом ученик проводит серьезную поисково-исследовательскую работу, раскрывает творческий потенциал, развивает навыки анализа и самоанализа. Публичное представление своей работы положительно влияет на развитие у детей навыков общения и публичных выступлений. Коллективная и групповая работа над проектом позволяет улучшить эмоциональную атмосферу в классе.
Далее хочется поделиться накопленным опытом по реализации проектной деятельности в начальной школе.
Проектные технологии начинаю вводить уже со второго полугодия в 1 классе. Безусловно, первые шаги в новой для себя деятельности ученики делают коллективно под моим руководством. Со второго класса проектная деятельность становиться более самостоятельной. В третьем классе уже смело даю учащимся домашнее задание подготовить проект по той или иной теме. Хочу особо отметить две долгосрочные проектные работы, которые мне уже дважды удалось реализовать. Первая работа проводится в рамках урока чтения, но это скорее надпредметные проект. Его название «Детский журнал». Работу я строю в три этапа. На первом этапе учащиеся представляют свой любимый журнал. Каждый ученик должен так представить его, чтобы одноклассники захотели познакомиться с журналом поближе. Подводя итог, мы делаем вывод о том какие рубрики входят в журнал, что было наиболее интересно, и определяем, что будет входит в наш собственный журнал. На втором этапе работая коллективно учащиеся создают свой журнал, однако на данном этапе все его содержание просто собирается из тех журналов о которых рассказывали ребята. А вот третий этап посвящен созданию своего собственного журнала. Вначале учащиеся коллективно определяют дизайн будущего журнала, затем в мини группах создают странички своей рубрики. Работают над этим проектом учащиеся очень активно и с большим энтузиазмом, и абсолютно не ассоциируют его с учебной деятельностью.
Второй проект, который мне бы хотелось отметить, проводиться в рамках предмета «Окружающий мир» и посвящен теме «Природные зоны России». Проект долгосрочный, первый этап посвящен сбору информации, и длиться на протяжении всего периода изучения темы. При знакомстве с каждой зоной учащиеся получают таблицу, в которую они должны внести информацию в соответствии с заданными параметрами (климат и расположение природной зоны, особенности растительного и животного мир, экологические проблемы и заповедник). Каждая таблица в дальнейшем будет представлять собой страничку атласа - определителя по всем природным зонам России. Подводя итог изучения темы на основе собранной информации учащиеся по подгруппам представляют одну природную зону, оформляя плакат куда вносят информацию, полученную на уроке и дополняют ее самостоятельно изученными фактами. Этот проект более серьезный, но и четвероклассники уже имеют достаточно богатый опыт, поэтому подходят к выполнению работы очень ответственно. Ну и, конечно, нельзя оставить без внимания то, что учащимся удается включить в работу родителей. Они не только помогают и направляют своих детей, но и активно участвуют в оформлении проектов, создании готового продукта.
Конечно, не все дети станут исследователями, но всем придется столкнуться с необходимостью принимать те или иные решения. А для этого необходимо вникнуть в суть проблемы, проанализировать причины ее возникновения, найти все возможные варианты ее решения и выбрать из них самый актуальный. Проектно-исследовательская деятельность учащихся помогают развитию важнейших для современной жизни компетенций: способности делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.