Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектная деятельность в начальной школе

(из опыта работы)
 Пунько Алена Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №147 Санкт-Петербурга
 
Аннотация
В статье представлен опыт работы с 
обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.
 
«Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где,
и как я могу эти знания применить»
       
        Цель данной работы: изучить принципы проектной деятельности, её влияние на развитие личности учащихся начальной школы, поделиться опытом работы с разными видами проектов.
Задачи:  раскрыть понятия «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»; изучить классификацию проектов, обобщить особенности осуществления проекта в начальной школе; проанализировать готовность младших школьников к проектной деятельности, систематизировать собственный опыт в реализации метода проектов.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в современных условиях нам необходимы методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение на основе желания? Как активизировать учащегося, стимулировать его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Поэтому я считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и во внеурочной деятельности.  В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.
Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции. В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность и делать это через проектную деятельность.
Метод проектов - самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
   Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.  
На практике в начальной школе чаще всего используются следующие типы проектов:
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. 
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблем. 
Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции, пр.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.,
Ролевые, игровые: В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.   
По комплексности можно выделить два типа проектов.
  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности.
1) Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
2) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
3)Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
4) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
5)Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
6)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, как для ученика, так и для учителя. Но проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект.
Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим.
Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети учатся разбираться в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это бывает порой затруднительно для учителя.
Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид
работы с учащимися, как выполнение ими проектов, весьма не простая задача,
требующая сил. Значительного времени. Энтузиазма. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический  эффект,  связанный  прежде  всего  с  личностным развитием учащихся. И именно, проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов
Я поделюсь своим опытом работы над проектами.
Я уже работаю третий год над проектами.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
Как же строится работа над проектами в нашем классе?
Я использую следующие этапы работы над проектом:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов и рефлексия.
Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.
Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.
Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.
Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.
На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет -ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.
Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности -  это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.
Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.
К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.
 
Первый долгосрочный творческий групповой проект «Сочинения».
Цель проекта: Позволить детям не бояться выражать свои мысли и  допускать орфографические и речевые ошибки.
Задачи:
- научить понимать тему текста и определять её границы;
- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
- прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
- делить текст на логически законченные части;
- выделять главную мысль и составлять план текста;
- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
- работать над каллиграфией;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Так с первого класса я решила учить детей работать над сочинениями. Этот проект реализовывался во время внеурочной деятельности по рабочей программе «Школа развития речи» 1-4 классы по Т. Н. Соколовой. Была набрана группа детей с разным уровнем обученности.
В первом классе работа над проектом по полной структуре была невозможна, так как не все дети умели читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводили подготовительный этап.  Пытались учиться коллективно (или парно) составлять по предложенному плану, в устной форме, небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
Чуть позже мы стали пробовать переходить к письменным работам.  Первые сочинения были невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт.  Чтобы дети овладели этими умениями, необходима было разработать систему упражнений, основанную  на принципе постепенного наращивания трудностей.
Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.
Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учились излагать мысли в определенном порядке, последовательно.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Несмотря на то, что дети малы, они действительно заинтересовались этой идеей, особенно им понравилось, что темы они могут выбирать сами.  Моя работа заключалась в том, чтобы отобрать и подготовить теоретический материал на заданную тему в доступной форме.  Когда вся информация была собрана и обработана, я готовый материал отдавала обратно детям. Они дома читали, обсуждали это с родителями (родители были заинтересованы в этом). Материал раздавался в начале недели, потом мы все это обсуждали в классе, делились мыслями, впечатлениями. Набрасывали вместе план наших сочинений. Никаких рамок или ограничений я не ставила детям при написании сочинений. Я понимала, что для них это новый вид работы. Некоторые дети сразу вникли в суть дела и им нужна была помощь только орфографическая. Были дети, у которых не получалось выразить свои мысли даже вслух. С такими детьми я работала индивидуально (по наводящим вопросам мы вместе составляли текст, ребенок писал на черновике). Был в этой группе мальчик, который не умел читать, а также очень плохо писал. С ним у нас работала протекала таким образом: он мне говорил (ему было даже трудно формулировать свои мысли), а я записывала уже обработанный текст.
Все сочинения дети писали на черновиках, а потом переписывали в классе. На этом этапе у меня возникла сложность: т.к. это был 1 класс, каждому необходима была индивидуальная работа с учителем, в которую входило разбор исправленного теста и списывание. По началу дети писали сразу одновременно, потом я старалась их разъединять (мы переписывали кто дома, кто с помощью родителей, остальные переписывали со мной, но в разные дни).
Эта работа проводилась и во втором классе, а также продолжается третьем классе. У нас заведена тетрадь, которая находится в открытом доступе как для родителей (читают на собрании), так и для учеников и учителей нашей школы.
Вторая моя задача в работе над сочинениями – это работа над каллиграфией. Здесь возникли трудности: детям приходилось нелегко, т.к. каждый торопился при списывании, отвлекался на другого. Я лишний раз убедилась, что для наилучшего результата требуется индивидуальная работа.  В этом году я поставила условие: тетрадь в косую линию с разлиновкой и чернильная ручка.  Дети действительно старались выполнить работу на более высоком уровне (Приложение 1).
Вывод: роль сочинений в начальной школе неизмеримо велика. Этот вид работы развивает творческую фантазию. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.
Второй индивидуальный и долгосрочный проект
«Летний дневник путешественника».
Цель: Научиться делиться своими впечатлениями о проведенном времени в интересной письменной форме.   
Задачи:
- действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
- брать на себя ответственность за выполненную работу.
Я предложила в конце 2 класса двум ребятам  во время летних каникул вести «Летний дневник путешественника», в котором они будут рассказывать о самых интересных местах, в которых они побывали или ярких моментах. В начале года в 3 классе ребята принесли мне свои проекты на проверку. Один из учеников признался, что у него возникли трудности в начале: он не очень понял, как надо правильно вести свой дневник и записывал все в виде отчетов о прошедшем дне. Но в итоге он разобрался (родители были в курсе этой работы и они ему подсказали). После обсуждения всех промахов и ошибок, он предложил продолжить эту работу на каждых каникулах. Чтобы как-то отметить эту проделанную работу, я предложила собрать отзывы читателей в- третьих классах, а заодно презентовать их работу и возможно заинтересовать других детей (Приложение 2).
 
Третий проект индивидуальный исследовательский
«Жвачка для рук».
Цель: найти лучший рецепт, выявить свойства жвачки,  приготовить ее в домашних условиях.
Задачи:
- узнать технологию изготовления жвачки.
- провести эксперимент по изготовлению жвачки.
- выбрать лучший рецепт жвачки для рук.
- поделиться своим опытом среди детей 2 -х классов. 
 
Методы исследования:
- изучение информации в интернете;
- наблюдение;
- эксперимент по изготовлению жвачки для рук в классе с помощью учителя;
- изготовление поделок их жвачки для рук.
Его выполнила ученица 3 класса. Она предложила изготовить образцы жвачки в классе и провести мастер-класс для детей. Мы начали продумывать эту работу, составили план, подобрали материал для изготовления.  Наша цель с ней была выбрать самый лучший рецепт этой жвачки. Проводя опыты, мы подробно записывали все этапы этой работы.
В интернете мы с Варварой узнали несколько рецептов.
Рецепт №1. Клей ПВА (количество зависит от размера жвачки), гуашь, крахмал.
Рецепт №2. Клей ПВА (количество зависит от размера жвачки), цветная зубная паста, мука, шампунь.
Мы провели два опыта. У нас получилось два образца. Они по качеству оказались одинаковыми, только для образца №1 потребовалось меньше ингредиентов. Исходя из экономии мы выбрали первый образец. Он получился эластичным и прочным.  Изделия из него быстро сохнут, становятся твердыми, при изготовлении поделок этот материал не прилипал к рукам. Но у нас были и минусы этого материала- его необходимо использовать сразу после приготовления, иначе он довольно быстро засыхает и им невозможно будет пользоваться (Приложение 3). Еще один минус этой жвачки в том, что мы не смогли вылепить фигурку из нескольких частей, т.к. части между собой не скреплялись.
Заключительным этапом нашей работы был проведен еще один опыт, с помощью которого мы выяснили, где лучше храниться жвачка для рук. В открытой ёмкости масса застыла через 8 часов, а в банке с крышкой масса могла храниться более 20 часов.
Вывод: жвачку для рук можно применять для развития творческих способностей, пространственного мышления. А еще она превосходно развивает мелкую моторику рук и оказывает успокоительное действие на нервную систему.
Конечным результатом был проведен мастер – класс во 2 «Б» классе. (Приложение 3).
 
Четвертый проект - исследовательский индивидуальный проект «Минералы».
Цель исследования - изучение разнообразия мира камней и минералов.
Задачи:
1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов.
2. Систематизировать информацию о камнях и минералах, полученную из библиотек, музеев и других источников.
3. Начать собрать коллекцию минералов.
Область применения: проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир».
Описание проекта.
  Данный проект выполнил ученик 3 класса для урока окружающего мира по теме «Кладовые земли».
Ученик, просмотрев 1 часть учебника окружающего мира, увидел тему «Кладовые земли» и предложил сам подготовить дополнительный материал к уроку, собранную им  коллекцию минералов и презентацию с информацией по каждому минералу (Приложение 4). Мы с ним поставили цель, составили план действий, рассмотрели его коллекцию камней, отобрали литературу. Он находил информацию в книгах, мы вместе с ним выделили самое главное, дома вместе с родителями, он составил презентацию. Также ученик собрал коллекцию минералов и оформил ее (в ней 4 образца) (Приложение 4). В ходе этой работы ученик разобрался в чем отличие минералов от горных пород, узнал много нового и интересного для себя.
По завершении работы, мы приняли с ним решение о том, что можно предложить его проект учителям всех 3 классов для дополнительного материала на уроке. С каждым учителем мы говорили индивидуально, они все согласились. Я считаю, что это может явиться стимулом для последующих его индивидуальных проектов.  
 
Учебный творческий проект «Поздравительная книга для именинника»
Цель проекта: выполнить коллективный памятный подарок для именинника.
Задачи:
- воспитывать у детей чувство коллективизма, развитие чувства дружбы, формирование коммуникативных умений;
- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками;
В этом году мы с детьми захотели сделать что-то особенное для именинников нашего класса, поэтому я предложила создать особую поздравительную книгу как памятный подарок, сделанный от души и своими руками от всех ребят. Дети поддержали меня в этом, им эта идея понравилась, т.к. это творческая работа, у всех есть возможность поздравить лично именинника так, как ему хотелось бы. Однако было одно общее условие: определенный размер листа (сначала половина альбомного, потом формат А4). Каждый делал свою страницу (с одной стороны был рисунок или аппликация, а с другой поздравление). Все страницы мы сшивали, делали обложку и вручали имениннику. Хочу заметить, что после изготовления первой книги, я решила добавить еще историю возникновения имени. Эту работу я предлагала выполнить желающим (дети дома искали интересную информацию про имя, историю возникновения имени), таковых оказалось много. Оформить эту страницу я предлагала девочкам с хорошим почерком, а иногда брала на себя эту обязанность. Хотелось бы отметить, что каждая книга была уникальна и неповторима (Приложение 5).
Исследовательский долгосрочный проект
«Международная Красная книга».
Состав проектной группы: весь класс
Тип проекта: практический, исследовательский
Цель проекта:
  • Познакомить детей с Красной книгой.
  • Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Научить находить и выделять нужную информацию их из разных источников.
Задачи:
  • Найти информацию о редких исчезающих животных в мире, используя различные источники.
  • Обработать полученные результаты.
  • Распределить животных по страницам разных цветов
  • Создать Красную книгу.
Продукт проекта: Международная Красная книга. 
Знакомясь на уроках окружающего мира с разными видами животных и растений, мы всем классом решили создать свою уникальную «Международную Красную книгу».
В этой книге все животные и растения распределены на группы: все страницы разного цвета, есть перечень животных и растений, в котором перечислены уже нами изученные животные и растения, а также те, о которых мы будем искать материал в дальнейшем (Приложение 6).
Дети находили материал по определенному животному или растению. Я учила детей в индивидуальном порядке работать с найденным материалом: выбирать самое главное, анализировать, обрабатывать информацию в связи с возрастными особенностями детей начальной школы. Все сообщения детей мы оформляли либо дома, либо в школе.
Так как этот проект долгосрочный, то мы эту книгу будем вести на протяжении этого учебного года. Эта идея хороша тем, что этот материал могут использовать учителя в других классах (мы сделали устную презентацию нашей совместной работы в других классах и предложили использовать эту книгу, как дополнительный материал в подготовке к урокам как учителям, так и детям).
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.
Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками.
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
Преимущества групповых проектов:
1. В проектной группе формируются навыки сотрудничества.
2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
3. На каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе.
В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?
  1. Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  5. Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
 
Список использованной литературы.
 
 1.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2.  Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
   3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  7.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
 8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  9. Начальная школа. 2003. № 12.
  10. Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»