Конспект урока изобразительного искусства
Русский храм
Векшина Марина Вячеславовна,
учитель изобразительного искусства
ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»): учеб. для 3 кл. – М.: Баласс, 2011
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка для 2 и 3 классов, Просвещение, 2009
Урок с презентацией.
Цели урока:
1ЛР: Иметь представление о назначении храма, об архитектурных и музыкальных канонах. Уметь слушать и услышать звучание духовного музыкального произведения.
2ЛР: Уметь отличать различные формы и постройки храма. Уметь выразить своё к ним отношение. Уметь отличать духовную музыку от светской, уметь воспроизвести простейшие мелодии духовной музыки.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД и личностных результатов |
||
действия учителя |
действия учеников |
|||
I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.
|
-Скажите, ребята, что вам приходит в голову (ассоциация), при слове «храм»? Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Каменные храмы появились уже в 12 веке. Но архитекторы долго думали о внешнем виде этих храмов.
|
Ученики отвечают (возможные варианты ответов):
Затрудняются.
|
Познавательные действия 1.Находитьинформацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2.Делать выводы, оперируя предметами и их образами. 3.Небольшойпересказпростого текста. 4.Простойплан.
Регулятивные действия 1.Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2.Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3.Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия 1.Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2.Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3.Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты 1.Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2.Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей. 3.В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели. |
|
II. Формулирование проблемы. |
– Так какой же вопрос возникает? Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос.
|
Какими они должны быть? Как должны выглядеть? Возможен другой вариант проблемного вопроса.
|
||
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом. Работа с произведениями мастера. Практическая работа. |
1.Может быть, они будут похожи на любимых народных героев – богатырей? Кого из богатырей вы знаете? (слайд Васнецов «Богатыри»). Посмотрите, как они выглядели. Какие они? Когда русские архитекторы думали о том, на что должны быть похожи новые христианские храмы, они представили себе богатырей. И постройки их были такие же крепкие, широкоплечие, надежные, с куполами в виде шлемов (слайд Софийский собор). Перед вами храмы (слайд). Установите, какой из них создавали русские мастера, а какой – западноевропейские. Присмотритесь, как напоминает он образ богатыря. Словно уперся крепкими ногами в родную землю – выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нем ничего устрашающего, это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы.
|
Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
Крепкие, широкоплечие, надежные. Они защищали родную землю от врагов, сражались со злом. На головах – шлемы, похожие на луковицы.
Отвечают |
||
1.Может быть, они будут похожи на любимых народных героев – богатырей? Кого из богатырей вы знаете? (слайд В.Васнецов «Богатыри») Посмотрите, как они выглядели. Крепкие, широкоплечие, надежные. Они защищали родную землю от врагов, сражались со злом. На головах – шлемы, похожие на луковицы. И когда русские архитекторы думали о том, на что должны быть похожи новые христианские храмы, они представили себе богатырей. И постройки их были такие же крепкие, широкоплечие, надежные, с куполами в виде шлемов (слайд Софийский собор). Перед вами храмы (слайд 4). Установите, какой из них создавали русские мастера, а какой – западноевропейские. Присмотритесь, как напоминает он образ богатыря. Словно уперся крепкими ногами в родную землю – выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нем ничего устрашающего, это здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы.
2.Ну, а теперь попробуем нарисовать русский храм, или церковь. Карточки помогут нам познакомиться с новыми словами (отмечайте новые слова). Учитель работает на доске. Рисуем. Прежде всего, нарисуем куб – ведь церковь должна быть похожа на богатыря. (Слайд 6,7) Верх куба завершим тремя закруглениями. Они называются: закомары. (Слайд 8,9) Над стенами храма высится глава. Ее составляют купол, похожий на богатырский шлем и барабан, в котором расположены окна. Крест – как символ христианской веры. Вход – на западе. На востоке – полукруглая пристройка с полукуполом. (Слайд 10) Она называется – абсида. Абсида – всегда на востоке. Потому, что внутри абсиды расположен алтарь. Почему абсида всегда на востоке? Да потому, что на востоке, как сказано в Библии, находится тот райский сад, где Бог поселил Адама и Еву. На востоке встает солнце. Для верующих восток – это край надежд, прекрасных воспоминаний, веры в будущее. Задача. Вы попали в незнакомый русский городок, заблудились, но вы точно знаете, что вам нужно идти на юго-запад. Как вы поступите (модель)? До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в 12 веке (Дмитриевский собор во Владимире). Какого цвета они были? Посмотрите, у него белые стены. Все первые храмы на Руси были белые. И даже страну нашу часто называли Русь белокаменная. Все стены Дмитриевского собора до самого верха, до закомар, и весь барабан украшены каменным кружевом. (Слайд11,12,13) Посмотрите, вот кружевной воротничок. Это очень тонкая работа – кружево. Его плетут из ниток, долго и терпеливо. А кружева на стенах собора сделаны топором по камню – представляете, сколько искусства требовалось от мастера, чтобы грубым топором по грубому камню сделать такие тонкие узоры, такое кружево! Дмитриевский собор большой, высокий. Да еще и стоит на возвышении. Архитекторы всегда старались построить храм на холме. Тогда он отовсюду виден и его белые стены на фоне зеленой листвы и голубого неба очень красивы. Дмитриевский собор – большой, похожий на богатыря.
|
2. Ребята рассматривают слайд, работают с карточками.
|
|||
3.Слайд 14. Какими словами вы можете передать свое отношение к этому храму? Чем он отличается от предыдущих храмов? Да. Построена она на берегу небольшой реки Нерли. Церковь называется Покров на Нерли. Тысячи туристов со всего мира едут посмотреть на нее. Вы, наверное, смотрите и удивляетесь: почему? Церковь как церковь. Один купол. Закомары завершают стены. На стенах почти нет украшений. Церковь построена по заказу Владимирского князя – Андрея Боголюбского. Был у князя сын. И сын его погиб. По одной из легенд он утонул, купаясь в реке Нерли. Князь очень горевал. И, чтобы как-то утешить себя в горе, чтобы сделать что-то хорошее в память о любимом сыне, где он в последний раз ходил по земле, построил церковь. А архитектор, строя ее, вспоминал не сильных, могучих богатырей. Он вспоминал, как выглядит зажженная свеча, которую ставят в храме в память об умершем. Горящая поминальная свеча. Узкая с длинным язычком пламени. И церковь, построенная им, напоминает такую горящую свечу. А отражаясь в воде, вместе с ветвями прибрежных деревьев, вызывает грусть. Этого и хотел князь Андрей Боголюбский, а неизвестный архитектор точно и просто сумел осуществить в камне непроходящую печаль отца. Помогает ли музыка почувствовать образ храма? Его духовную силу?
|
Отвечают. Церковь маленькая и расположена не на холме, а на берегу реки. И совсем не похожа на богатыря.
Отвечают |
|||
V. Выражение решения проблемы. |
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. |
Дети отвечают.
|
||
VI. Применение знаний (продуктивные задания). |
Учитель предлагает детям нарисовать на листе А4 любым материалом на выбор (гуашь, пастель), свой храм-образ.
|
Выполняют.
|
||
VII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы и оценить их. Можно использоватьалгоритм оценивания.
– Что тебе нужно было сделать? Какое было задание? – Ты справился с заданием? Полностью? – Самостоятельно или с чьей-то помощью? С чьей? – Ты доволен своей работой или хотел бы что-нибудь изменить?
|
Выполняют.
|
||
VII.Домашнее задание. |
Принести: Рабочую тетрадь, альбом, карандаш, акварель, кисти (№ 4, № 6), акварельные карандаши или фломастеры.
|
Записывают. |
||
Учитель расставляет номера УУД по своему выбору.