Цикл внеурочных занятий по изобразительному искусству
Маленькие герои великой отечественной войны
Столярова Лидия Павловна
Цель: патриотическое воспитание и формирование навыков работы с графическими материалами у учащихся 4 классов на уроках Изобразительного искусства.
Создание учащимися серии работ, посвященных Маленьким героям Великой Отечественной войны. В программу входит посещение учащимися Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, создание портрета героя, композиции «Маленькие герои на фронте и в тылу», создание плаката «Войне – нет!» – Итогом работы будет выставка работ.
Задачи: развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за подвиг, совершенный русским народом, уважения к памятникам истории, осознание своей этнической и национальной принадлежности, обучение работе графическими материалами, бучение выражать свои мысли посредством художественных образов.
Актуальность: во время Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми сражались на фронте и помогали в тылу. Партизанские отряды, работа на заводах, в госпиталях, подрывы мостов. По данным Центрального архива Министерства обороны(ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. Детям следует напомнить, кто настоящие герои, кто боролся за мир и жизнь на Земле. Во многих странах сейчас победу СССР в войне против фашистки Германии обесценивают, пытаются переписать историю, принижают подвиг русских людей, разрушают памятники солдатам, которые отдали жизнь ради чистого неба над головой для нас.
Образовательные результаты:
Личностные: гордость за Родину и подвиг, совершенный русским народом в Великой Отечественной войне, воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Предметные: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе; разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему; работать в смешанной технике
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации из источников, понимание учащимися учебной задачи урока, формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.
Методики: экскурсия, проблемная беседа, игра, упражнение, беседа, работа в группах
Общее кол-во часов: 6
Итоговый контроль: выставка лучших работ учащихся ко Дню Победы 9 мая
Создание учащимися серии работ, посвященных Маленьким героям Великой Отечественной войны. В программу входит посещение учащимися Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, создание портрета героя, композиции «Маленькие герои на фронте и в тылу», создание плаката «Войне – нет!» – Итогом работы будет выставка работ.
Задачи: развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за подвиг, совершенный русским народом, уважения к памятникам истории, осознание своей этнической и национальной принадлежности, обучение работе графическими материалами, бучение выражать свои мысли посредством художественных образов.
Актуальность: во время Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми сражались на фронте и помогали в тылу. Партизанские отряды, работа на заводах, в госпиталях, подрывы мостов. По данным Центрального архива Министерства обороны(ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. Детям следует напомнить, кто настоящие герои, кто боролся за мир и жизнь на Земле. Во многих странах сейчас победу СССР в войне против фашистки Германии обесценивают, пытаются переписать историю, принижают подвиг русских людей, разрушают памятники солдатам, которые отдали жизнь ради чистого неба над головой для нас.
Образовательные результаты:
Личностные: гордость за Родину и подвиг, совершенный русским народом в Великой Отечественной войне, воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
Предметные: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе; разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему; работать в смешанной технике
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации из источников, понимание учащимися учебной задачи урока, формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность.
Методики: экскурсия, проблемная беседа, игра, упражнение, беседа, работа в группах
Общее кол-во часов: 6
Итоговый контроль: выставка лучших работ учащихся ко Дню Победы 9 мая
Тематическое планирование
№ | Название | Кол-во часов (ак. 1 ч – 45 мин.) | Художественные материалы | Цель |
1 | Виртуальная экскурсия в военный музей | 1 | Расширение кругозора учащихся , приобщение к историческому наследию Санкт-Петербурга | |
2 | Портрет | 1 | Гелевая ручка, фломастер, маркер | Создание портрета с закреплением и изображения пропорций лица Раскрыть возможности изображения характера (за счет каких средств) |
3 | «Маленькие герои на фронте и в тылу» | 1 | Угольный карандаш | Создание композиции на заданную тему с закреплением понятия «композиционного центра» |
4 | Плакатный шрифт | 1 | Гелевая ручка, фломастер, маркер, линер |
Знакомство с плакатным шрифтом и создание надписи в цветном черно-белом варианте |
5 | Плакат «Нет-войне!» | 1 | Гелевая ручка, фломастер, маркер, линер |
Познакомить учащихся с искусством плаката и создать агитационный плакат |
6 | Итоговый контроль | Оформление выставки |
Содержание:
Занятие №1
- Тема: Экскурсия в военный музей. посещение Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
- Кол-во часов: 1
- Дидактические единицы: Великая Отечественная война, Ленинградский фронт, дорога жизни, быт блокадного Ленинграда, маленькие герои блокадного города.
- Образовательные результаты:
- Личностные: воспитание уважения к истории русского народа и ответственного отношения к памятникам истории;
- Предметные: знакомство с памятниками;
- Метапредметные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе
- Зрительный ряд: экспозиция музея
- Домашнее задание: Найти юного героя войны, информацию про его судьбу и портрет принести на урок, узнать героев в семье и как они пережили войну).
Занятие №2
- Тема: Портрет героя
- Кол-во часов: 1
- Дидактические единицы: Пропорции человеческого лица, передача эмоций через черты лица, характер линий, понятие «психологический портрет»
- Материалы: Карандаш, Черная гелиевая ручка, черный фломастер, маркер (для регулирования толщины линии) ластик, бумага
- Техника: линейный рисунок
- Образовательные результаты:
- Личностные: умение соотнести исторический факт с современным личным состоянием, отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
- Предметные: умение передавать пропорции человеческого лица и характер героя с помощью линейного рисунка;
- Метапредметные: умение осуществлять анализ портрета, выражение мыслей, эмоции через любые средства
- Зрительный ряд: «Портрет летчика С.М. Демидова» Яр-Кравченко Анатолий Никифорович 1942 г (графитный карандаш)., Мальков П.В «Партизанка товарищ Синицина», 1942, Кривоногов П.А. «Артиллерист» 1942, Мануйлово В. Ф. «Портрет Лени Голикова» 1958 г.
- Текущий контроль: просмотр работ, обсуждение, желающие рассказывают историю своего героя.
Занятие №3
- Тема: композиция «Маленькие герои на войне и в тылу»
- Кол-во часов:1
- Дидактические единицы: композиционный центр, особенности работы угольным карандашом
- Материалы: угольный карандаш, ластик, бумага
- Техника: растирание, штриховка
- Образовательные результаты:
- Личностные: развитие чувства сопереживания, понятия подвига;
- Предметные: умение связать личные чувства с произведениями искусства, умение работать в смешанных техниках;
- Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (задумку с итоговой работой)
- Зрительный ряд: фотографии блокадного Ленинграда, В Пантелеев «Дороги Войны», М.И Самсонов «Сестрица» 1945, А.Ф. Пахомов «Молодой Рабочий» 1943 г., «За водой» 1942 г. г.(автолитография), «Стройка ДЗОТа у Кировского моста,1941» 1942 г.
- Текущий контроль: просмотр работ .
Занятие №4
- Тема: «Плакатный шрифт»
- Кол-во часов:1
- Дидактические единицы: особенности плакатного шрифта, цвет в графике
- Материалы: Гелиевая ручка, фломастер, маркер, линер
- Техника:
- Образовательные результаты:
- Личностные: как характер шрифта влияет на восприятие информации;
- Предметные: понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука, применять печатное слово, типографическую строку в качестве элементов графической композиции;
- Метапредметные: осознавать свои эмоции при символическом изображении
- Зрительный ряд: «Спасем советских ребят от немцев!» Л.Ф. Голованов, 1943 г., «Ты чем помог фронту?» М. Д. Стахиевич 1941 г.
- Текущий контроль: просмотр работ.
Занятие №5
- Тема: Плакат «Нет-войне!»
- Кол-во часов: 1
- Дидактические единицы: понятие «плакат», основные принципы плакатной графики, чем плакат отличается от других видов изобразительного искусства
- Материалы: черная гелиевая ручка, фломастеры
- Техника: линейный рисунок с яркими цветовыми акцентами
- Образовательные результаты:
- Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности;
- Предметные: закрепления навыков работы в смешанных техниках;
- Метапредметные: умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- Зрительный ряд: Советский плакаты «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе
1941 г., «Вступайте в ряды народного ополчения!» А. Г. Ситтаро 1941 г.,
- Текущий контроль:
- Рефлексия. оформление работ учащихся к выставке ко Дню Победы 9 мая.