Конспект урока в 3 классе класс («Особый ребенок»)
Рисование красками, используя приём касания
кончиком кисти «Горошки на платье»
Сироткина Татьяна Александровна
Урок: ГРАФИКА И ПИСЬМО
Тип урока: объяснение нового материала, комбинированный (фронтальная, индивидуальная, групповая).
Оборудование: наборы красок для каждого, кисточки, шаблоны с платьем из бумаги, дидактические карточки с одеждой, вода, салфетки, простой карандаш, линейка с геометрическими фигурами, кукла Маша в платье (игрушка). Плавная музыка для релаксации.
Цель. Путём приема рисования тренировать руку для письма, тренировать плавные скоординированные движения рук, развивать (тонкую) мелкую моторику, развивать связную речь.
Задачи. Образовательные: научить касанием кисти изображать кружочки на платье (геометрически одинаковые, закрашенные), повторить понятие круг, круг не полый, объяснить новое понятие – круглые горошки на платье – это узор.
Коррекционные: развитие восприятия геометрической формы, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, воображения, зрительной памяти, мелкой моторики, математического счёта, связной речи.
Воспитательные: формировать аккуратность, самостоятельность, интерес к правильному изображению предметов и активизацию речи.
Словарная работа: узор, круг не полый (закрашенный).
Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте! Рада, что все сегодня присутствуют в классе. Сегодня у нас с Вами урок: Графики и письма (1), 9 ноября, среда. И мы будем рисовать вот такие кружочки на платье. На доске готовый образец платья (из бумаги) с горошками.
2. Подвижная разминка – «Осень». Ученики встают в «Утренний круг». А какое сегодня время года – Осень, дождливый и холодный месяц ноябрь. Нам не будет холодно, мы будем танцевать.
Повторяем за мной - (нараспев и движения).
Осень в гости к нам пришла (хлопки рук над головой с правой и левой стороны, протягивание рук в кружок, притопывание ногами)
Посмотри, что принесла (рука надо лбом, всматриваемся вдаль в разные части класса с поворотом туловища)
Листья жёлтые кругом (красные, коричневые, разноцветные, лежат на задней парте: засушенные и бумажные, показывают указательным пальцем дети)
Кружит сильным ветерком (кружатся с воображаемыми листьями вокруг своей оси).
3. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала на прошлых уроках для объяснения новой темы.
Сегодня мы будем рисовать горошки (синие и красные) на платье. Образец на доске. Фронтальный опрос. На какую геометрическую фигуру похожи горошки. Они ровные, одинаковые, закрашенные.
Кто скажет? – На круг. Значит, они круглые и мы будем рисовать ровные кружочки.
Какого цвета у нас кружочки? – Синие и красные.
А теперь у каждого (5 карточек с разной одеждой) и из них нужно выбрать и показать – Платье - на котором мы будем рисовать горошки.
Карточки (со знакомой одеждой: свитер, брюки, рубашка, куртка, платье); у каждого ученика разные картинки с одинокой одеждой.
Главное: кто же у нас ходит в платье? – Кто знает? Кто скажет? Платья – носят девочки. А кто ещё? Мамы, сестра, бабушка, тётя Галя, учитель.
Известная модница Кукла Маша (из м/ф «Маша и медведь») тоже носит платье и будет нам помогать вести урок.
4. Каждому ученику раздаются шаблоны с платьем (на цветном картоне наклеено платье из белой бумаги).
Проверим, всё ли у нас есть для рисования на парте. В правом углу: акварельные краски, кисточка, баночка с водой (непроливайка), салфетки, простой карандаш, линейка с разными кружками и другими фигурами, лист
А-4.
Повторим правила пользования красками: рисовать в специальной одежде (нарукавниках) и передниках, мыть кисти, не лить воду в краски, пользоваться салфетками (вытирать краски с поверхностей, с рук), не пачкать красками одежду, лицо, рабочий стол.
4.1 Подготовка руки к рисованию. В левом углу: два мячика- ежика для массажа кистей рук (мягкий и жесткий).
Массаж кистей рук (сначала катаем жесткий мячик между двумя ладонями) со словами: Ежик-ёжик он колючий, с ним подружимся мы лучше!
Катаем каждой рукой о парту …
Пальчики станут гибкими и ловкими – на художников! - похожие!
Катаем мягкий мячик – как хочется, по желанию!
4.2. А для того, чтобы получить такие ровные кружочки, что нужно? Кто знает. Подсказка (воспользоваться линейкой). Какие кружочки изображены на платье. Средние на линейке. А ещё там есть большие и маленькие? Покажите.
Педагог показывает. Обведём несколько средних кружочков на белой бумаге (5-6).
Ученики обводят самостоятельно. А теперь на кончике кисточки возьмём – краску (кто синюю, кто красную по желанию) и тоненько, касаясь только кончиком, обводим кружки, как можно ровнее, а затем маленькими мазками закрашиваем их изнутри, старясь не выходить за контур. Половину (4) закрашиваем красной краской, половину (4) синей.
Педагог показывает, как обводить кружки на таком же, как у детей шаблоне, и закрашивать. Кому сложно – помогает (рука в руке) или продолжи следом за мной.
4.3 Мы потренировались на черновике. А теперь наши кружочки перенесём на платье. Сколько на готовом платье кружочков. Посчитаем – 8.
Восемь кружочков – обводим на нашем платье. И закрашиваем. 4 кружочка – в синий цвет. 4 – в красный.
4.4. Самостоятельная работа. Я вам включу лёгкую музыку. И каждый раскрасит своё платье. Кружочки под линейку нужно располагать в определенном порядке и их должно быть 8 (4 синих и 4 красных).
4.5. Физкультминутка. Солнце встало из-за тучки (Круг над головой)
Дождик перестал (кистями рук показываем лучики солнца).
Мы к нему протянем ручки.
Их пошире разведём.
И закончим наш урок.
5. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
Все мы молодцы, все украсили платье кружочками-горошками. Такие кружочки-горошки, нарисованные на платье, называются узором или элементом украшения платья. Признаки узора – одинаковые кружочки по величине, по цвету (красные 4 и синие 4), одинаковые по счёту.
Все старались. Кукле Маше очень нравятся ваши платья с узорами. Что мы рисовали?
Кружочки-горошки на платье. Тема урока. Сколько их было? 8
Как называются одинаковые кружочки с одинаковым числом. Горошки или узор?
Что понравилось на уроке? Понравилась своя работа. Почему? Не устали? Какие чувства? Всем большое спасибо за работу.