«Три чуда» в опере Н.А. Римского–Корсакого «Сказка о царе Салтане» и в сказке А.С. Пушкина
Румянцева Изабелла Рафаэльевна
Проблема: Человек перед лицом необычного и чудесного.
Актуальность: Воспевание эстетических ценностей: красота, чудо, волшебство, сказка, мечта
Класс: Четвёртый
Раздел: «День, полный событий»
Название урока: «Три чуда»
Цель урока: Знакомство с симфонической картиной «Три чуда»
Задачи урока:
-выявление особенностей развития поэтического текста и музыки
-сравнение средств музыкальной и поэтической выразительности фрагментов сказки
-выстраивание эстетического ценностного ряда
Вид урока: Бинарный урок
Форма урока: интеграция предметов музыка и литературное чтение
и реализация межпредметных связей: музыка, литературное чтение, ИЗО
- Беседа
- Литературные Дебаты
Материалы, пособия: М/М презентация, аудиозаписи, учебники «Музыка», рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс; видеофрагмент
Предметно - информационная составляющая : средства музыкальной выразительности:
мелодия, темп, ритм, тембры инструментов, лад, штрих, регистры; образы фантастические
Музыкальная поэзия, поэтичная музыка
Деятельностно - коммуникативная составляющая :
ü Слушать музыку и литературный текст
ü Анализировать музыкальные и литературные фрагменты
ü Разбор музыкальных и литературных средств выразительности
ü Описание музыкальных и литературных образов
ü Фантазирование музыкальных и литературных образов
Ценностно-ориентационная составляющая:
Чудо, Сказка, Мечта, Красота
Педагогические условия как формы, методы и приемы, средства, применяемые: ТКМ Стадия « Вызова»
Игра «верю - не верю»
ТКМ Стадия «Осмысление»
ТКМ Кластер «Город Леденец»,«Эликсир чудес»
ТРИЗ «Привлекательная цель» - создание Эликсира чудес
ТКМ - «Дерево предсказаний»
Игра «Бусики», «Цепочка»
Ритмопластика
Стадия «Рефлексия»
Ход урока:
Стадия «Вызова»
Учитель литературного чтения: Беседа с учащимися о рождении Сказки, Чуда и Мечты
Учитель музыки: Разве не чудо «Омузыкалить» сказку, «спевать» её, «сказывать» музыкальным языком? Такое чудо решил сотворить замечательный русский композитор Н.А. Римский – Корсаков.
Предлагаю вам сыграть в игру «Верю – Не верю»
Вопрос: Верите ли вы, что Н.Римского - Корсакого называли композитором-сказочником, «Музыкальным Пушкиным?»
(Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Сказка о царе Салтане, Кощей Бессмертный
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок,Кощей Бессмертный)
Вопрос: Верите ли вы, что в его музыке слышны голоса птиц, рокот моря, видна гладь озера.
(Всё это щедро рассыпано в звуках его музыки!)
Учитель литературного чтения: Сейчас мы посмотрим на Дерево предсказаний тот самый Дуб зелёный
-Аргументы: оперы-сказки, былины, сказания
-Предсказания: много читал в детстве и юности, изучал, интересовался сказками, мифами, легендами.
-Правильно, сказочная коллекция его опер:
-Вывод: композитор глубоко любил и чувствовал природу и сказки.
Стадия «Осмысление»
-Открываются чудеса в чудном городе «Леденец» (сыграть на фортепиано тему)
Учитель литературного чтения:
-Предлагает учащимся найти описание сказочного города в тексте
-Декламация отрывка сказки, чтение нараспев;
Учитель музыки: Композитор решил усилить момент появления чуда.
-О каждом чуде возвещают музыкальным языком (на фортепиано сыграть фанфары)
-Какой музыкальный инструмент нам понадобиться, чтобы сыграть эту тему в оркестре? (труба);
- Какой слог будет удобным, чтобы спеть эту музыкальную тему? (Ду-ду-ду);
-Играем в трубачей (имитируем жестами игру под фортепиано);
-Предлагаем ребятам прохлопать ритм;
-Как называются призывные звуки трубы? (фанфары)
-Обратите внимание, какая красочная оркестровка изображает чудный город «Леденец», музыка словно рисует красками;
-Слушание музыкальной темы;
Учитель литературного чтения:
-Предлагает найти в тексте слова, красочно описывающие город и составить кластер
Город «Леденец»
ü Блещут маковки церквей
ü Хор церковный
ü Оглушительный трезвон
ü Святые монастыри
ü Частые зубчики белых стен
ü Пышный двор
Учитель музыки: Показывает пустой слайд. Даёт возможность пофантазировать, что музыка нарисовала на этой картине?
- Звучит «Вступление» ребятам предлагается под музыку порисовать кистью в воздухе, или продирижировать.
- Ø Что музыка нарисовала на этой картине, какие цвета взял художник (ответы)
- Ø Смотрим иллюстрации знаменитого художника и декоратора этой оперы Ивана Билибина (много красок, буйство, их характер яркий, праздничный)
Сегодня мы будем создавать Эликсиры чудес!
- Ø Чудесный эликсир для Белочки
Учитель литературного чтения: Читаем нараспев текст А.Пушкина.
Учитель музыки: Главный компонент эликсира – МЕЛОДИЯ (королева музыки)
(сыграть на фортепиано)
- Ø Мелодию описываем игра «Цепочка»: (простая, шуточная, народная, Белочка сидит, грызёт, танцует, поёт).
- Ø Разучить мелодию песни «Не в саду, не в огороде»(учебник)
- Ø Слушаем и прищёлкиваем пальчиками, ложки, кастаньеты (можно изображать Белочку) (нотные строчки учебника)
- Ø Фанфары возвещают о появлении второго Чуда (играю).
- Ø Звучит Музыка «33 богатыря»
Учитель литературного чтения: Читаем Слайд, слова Пушкина нараспев
Учитель музыки: Создаём Эликсир 33 богатырей: мелодия - маршевая, воинственная, громкая, грозная, мужественная, призывная, шествуют, трубят, грозят.
- Ø Инструменты: медно-духовые, ударные (слайд Инструменты)
- Ø Фанфары возвещают о 3 Чуде (играю)
- Спеть Арию Царевны-Лебедь, кто исполняет эту арию?
Учитель литературного чтения: Нараспев текст Пушкина читаем
- описать костюм. Эскизы создавал Михаил Врубель, прекрасный художник, который изобразил на своей картине «Царевна – Лебедь» свою жену, певицу Надежду Врубель, также создаёт картину «Морская царевна», Врубель стал художником и декоратором оперы.
- Эликсир царевны:
Учитель музыки: Мелодия: чарующая, поэтичная, волнообразная, волшебная, таинственная, фантастическая, красивая, гибкая, хрупкая.
- Ø Инструменты: арфа пассажи переливаются, тарелки, арфы, скрипки-превращение лебедя. Поднять руку при слушании, когда происходит превращение. После превращения в девушку появляются тёплые, земные интонации, она поёт в стиле народной песни.
- Ø Просмотр видеофрагмента оперы «Ария Царевны Лебедь»
Стадия осмысления:
- Учитель литературного чтения: Проводит «Литературные Дебаты», выслушав 2 выступления о фантастическом и реальном мире в музыке Римского-Корсакого и в сказке Пушкина
Вывод:
- Два мира: фантастический и реальный переплетаются в музыке Римского-Корсакого и в гениальной сказке Пушкина
- В этом диалоге всегда побеждает человеческое начало, а фантастические образы на время, принявшие облик людей возвращаются в природу. Все эти образы несказанной красоты, они предстают перед нами как символ красоты и недосягаемости.
- Таким образом, главная тема творчества композитора - человек перед лицом необычного и чудесного.
- Сказочное чудо познаётся героями через красоту.
Домашнее задание:
Найти описание премьеры оперы «Сказка о царе Салтане», интересные факты и рассказать о них своим одноклассникам
Например:
- Композитора вызывали на бис 25 раз после премьеры оперы
- Ему поднесли серебряную лиру и позолоченный венок от артистов и дирекции, белое полотенце, на
Проблема: Человек перед лицом необычного и чудесного.
Актуальность: Воспевание эстетических ценностей: красота, чудо, волшебство, сказка, мечта
Класс: Четвёртый
Раздел: «День, полный событий»
Название урока: «Три чуда»
Цель урока: Знакомство с симфонической картиной «Три чуда»
Задачи урока:
-выявление особенностей развития поэтического текста и музыки
-сравнение средств музыкальной и поэтической выразительности фрагментов сказки
-выстраивание эстетического ценностного ряда
Вид урока: Бинарный урок
Форма урока: интеграция предметов музыка и литературное чтение
и реализация межпредметных связей: музыка, литературное чтение, ИЗО
- Беседа
- Литературные Дебаты
Материалы, пособия: М/М презентация, аудиозаписи, учебники «Музыка», рабочая тетрадь «Музыка» 4 класс; видеофрагмент
Предметно - информационная составляющая : средства музыкальной выразительности:
мелодия, темп, ритм, тембры инструментов, лад, штрих, регистры; образы фантастические
Музыкальная поэзия, поэтичная музыка
Деятельностно - коммуникативная составляющая :
ü Слушать музыку и литературный текст
ü Анализировать музыкальные и литературные фрагменты
ü Разбор музыкальных и литературных средств выразительности
ü Описание музыкальных и литературных образов
ü Фантазирование музыкальных и литературных образов
Ценностно-ориентационная составляющая:
Чудо, Сказка, Мечта, Красота
Педагогические условия как формы, методы и приемы, средства, применяемые: ТКМ Стадия « Вызова»
Игра «верю - не верю»
ТКМ Стадия «Осмысление»
ТКМ Кластер «Город Леденец»,«Эликсир чудес»
ТРИЗ «Привлекательная цель» - создание Эликсира чудес
ТКМ - «Дерево предсказаний»
Игра «Бусики», «Цепочка»
Ритмопластика
Стадия «Рефлексия»
Ход урока:
Стадия «Вызова»
Учитель литературного чтения: Беседа с учащимися о рождении Сказки, Чуда и Мечты
Учитель музыки: Разве не чудо «Омузыкалить» сказку, «спевать» её, «сказывать» музыкальным языком? Такое чудо решил сотворить замечательный русский композитор Н.А. Римский – Корсаков.
Предлагаю вам сыграть в игру «Верю – Не верю»
Вопрос: Верите ли вы, что Н.Римского - Корсакого называли композитором-сказочником, «Музыкальным Пушкиным?»
(Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Сказка о царе Салтане, Кощей Бессмертный
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок,Кощей Бессмертный)
Вопрос: Верите ли вы, что в его музыке слышны голоса птиц, рокот моря, видна гладь озера.
(Всё это щедро рассыпано в звуках его музыки!)
Учитель литературного чтения: Сейчас мы посмотрим на Дерево предсказаний тот самый Дуб зелёный
-Аргументы: оперы-сказки, былины, сказания
-Предсказания: много читал в детстве и юности, изучал, интересовался сказками, мифами, легендами.
-Правильно, сказочная коллекция его опер:
-Вывод: композитор глубоко любил и чувствовал природу и сказки.
Стадия «Осмысление»
-Открываются чудеса в чудном городе «Леденец» (сыграть на фортепиано тему)
Учитель литературного чтения:
-Предлагает учащимся найти описание сказочного города в тексте
-Декламация отрывка сказки, чтение нараспев;
Учитель музыки: Композитор решил усилить момент появления чуда.
-О каждом чуде возвещают музыкальным языком (на фортепиано сыграть фанфары)
-Какой музыкальный инструмент нам понадобиться, чтобы сыграть эту тему в оркестре? (труба);
- Какой слог будет удобным, чтобы спеть эту музыкальную тему? (Ду-ду-ду);
-Играем в трубачей (имитируем жестами игру под фортепиано);
-Предлагаем ребятам прохлопать ритм;
-Как называются призывные звуки трубы? (фанфары)
-Обратите внимание, какая красочная оркестровка изображает чудный город «Леденец», музыка словно рисует красками;
-Слушание музыкальной темы;
Учитель литературного чтения:
-Предлагает найти в тексте слова, красочно описывающие город и составить кластер
Город «Леденец»
ü Блещут маковки церквей
ü Хор церковный
ü Оглушительный трезвон
ü Святые монастыри
ü Частые зубчики белых стен
ü Пышный двор
Учитель музыки: Показывает пустой слайд. Даёт возможность пофантазировать, что музыка нарисовала на этой картине?
- Звучит «Вступление» ребятам предлагается под музыку порисовать кистью в воздухе, или продирижировать.
- Ø Что музыка нарисовала на этой картине, какие цвета взял художник (ответы)
- Ø Смотрим иллюстрации знаменитого художника и декоратора этой оперы Ивана Билибина (много красок, буйство, их характер яркий, праздничный)
Сегодня мы будем создавать Эликсиры чудес!
- Ø Чудесный эликсир для Белочки
Учитель литературного чтения: Читаем нараспев текст А.Пушкина.
Учитель музыки: Главный компонент эликсира – МЕЛОДИЯ (королева музыки)
(сыграть на фортепиано)
- Ø Мелодию описываем игра «Цепочка»: (простая, шуточная, народная, Белочка сидит, грызёт, танцует, поёт).
- Ø Разучить мелодию песни «Не в саду, не в огороде»(учебник)
- Ø Слушаем и прищёлкиваем пальчиками, ложки, кастаньеты (можно изображать Белочку) (нотные строчки учебника)
- Ø Фанфары возвещают о появлении второго Чуда (играю).
- Ø Звучит Музыка «33 богатыря»
Учитель литературного чтения: Читаем Слайд, слова Пушкина нараспев
Учитель музыки: Создаём Эликсир 33 богатырей: мелодия - маршевая, воинственная, громкая, грозная, мужественная, призывная, шествуют, трубят, грозят.
- Ø Инструменты: медно-духовые, ударные (слайд Инструменты)
- Ø Фанфары возвещают о 3 Чуде (играю)
- Спеть Арию Царевны-Лебедь, кто исполняет эту арию?
Учитель литературного чтения: Нараспев текст Пушкина читаем
- описать костюм. Эскизы создавал Михаил Врубель, прекрасный художник, который изобразил на своей картине «Царевна – Лебедь» свою жену, певицу Надежду Врубель, также создаёт картину «Морская царевна», Врубель стал художником и декоратором оперы.
- Эликсир царевны:
Учитель музыки: Мелодия: чарующая, поэтичная, волнообразная, волшебная, таинственная, фантастическая, красивая, гибкая, хрупкая.
- Ø Инструменты: арфа пассажи переливаются, тарелки, арфы, скрипки-превращение лебедя. Поднять руку при слушании, когда происходит превращение. После превращения в девушку появляются тёплые, земные интонации, она поёт в стиле народной песни.
- Ø Просмотр видеофрагмента оперы «Ария Царевны Лебедь»
Стадия осмысления:
- Учитель литературного чтения: Проводит «Литературные Дебаты», выслушав 2 выступления о фантастическом и реальном мире в музыке Римского-Корсакого и в сказке Пушкина
Вывод:
- Два мира: фантастический и реальный переплетаются в музыке Римского-Корсакого и в гениальной сказке Пушкина
- В этом диалоге всегда побеждает человеческое начало, а фантастические образы на время, принявшие облик людей возвращаются в природу. Все эти образы несказанной красоты, они предстают перед нами как символ красоты и недосягаемости.
- Таким образом, главная тема творчества композитора - человек перед лицом необычного и чудесного.
- Сказочное чудо познаётся героями через красоту.
Домашнее задание:
Найти описание премьеры оперы «Сказка о царе Салтане», интересные факты и рассказать о них своим одноклассникам
Например:
- Композитора вызывали на бис 25 раз после премьеры оперы
- Ему поднесли серебряную лиру и позолоченный венок от артистов и дирекции, белое полотенце, на котором были вышиты сцены из «Сказки о царе Салтане».
- котором были вышиты сцены из «Сказки о царе Салтане».