Хоровое пение – средство разностороннего
музыкального воспитания школьников
Гаврилова Виктория Викторовна
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Активное воздействие на ребёнка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Ведь человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов особого единящего и возвышающего его коллективного чувственно-значимого гармонично звучащего сигнального пространства. Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все: от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русского жизни — соборности. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии.
Высокая музыка должна постоянно находиться рядом при формировании нравственности молодых людей. Музыка и литература, музыка и история, музыка и живопись, музыка и природа, музыка и труд, музыка и физическая культура - именно в таком тесном соединении можно говорить о всестороннем, комплексном воспитании детей с самого младшего, дошкольного, а затем и школьного возраста. Как добиться этого соединения?
В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех - это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле — всё это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.
Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение - это природосообразная воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке его человеческой сути - его нравственного сознания, его Личности.
Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом
Именно музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре — это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.
И в, центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через неё проходят все граждане России. Поэтому так необходимо поставить и решить задачу объединения общего и музыкального образования в единое целое и таким образом создать целостную образовательную Среду, в которой все способности детей получат наилучшее развитие.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Для региональных культурологических исследований как специального направления отечественной культурологии актуально изучение северо-западного района, особенно Петербургского региона, как особой историко-культурной зоны, в которой, несмотря на глубокие социокультурные трансформации, сохранились формы песенного фольклора, его полиэтнический облик. Петербургский регион достаточно поздно вошел в поле зрения исследователей и собирателей фольклора, Наследие Петербургского региона особенно актуально для исследования трансформационных процессов, переживаемых традиционными культурами.
Песенная фольклорная традиция Петербургского региона имеет длительную этническую историю. Ее региональная специфика характеризуется взаимопроникновением северно-русских и финно-угорских песенных традиций.
• Важной особенностью песенного фольклора Петербургского региона, сформировавшегося вокруг крупного столичного города в условиях интенсивных миграционных процессов, является наличие общего фонда лирической песни.
• Фольклорное песенное наследие Петербургского региона и северо-западного региона в целом XX столетия отличает ярко выраженное историческое содержание. Мощным импульсом обновления фольклорного наследия послужила Великая отечественная война, что свидетельствует в пользу жизнеспособности фольклорной песенной практики.
На материале песенного фольклора показана относительная самостоятельность и целостность Петербургского региона как историко-культурной зоны.
Традиционный песенный фольклор является устойчивой культурной формой и составляет важную часть культурного наследия региона. Несмотря на социокультурные трансформации, песенное наследие продолжало жить в XX веке, хотя во многом изменились формы бытования, способы сохранения и трансляции исторической традиции.
Жанровая система песенного фольклора петербургского региона в целом соответствует сложившейся классификации обрядовых/ необрядовых, приуроченных/ неприуроченных жанровых образований, представленых святочно-рождественскими, масленичными, семицко-троицкими, купальскими, жнивными песнями; беседными качельными, величальными, поблюдными, колыбельными. Ярко представлена в наследии Петербургского региона необрядовая лирическая песня в таких жанрах как, трудовые, удалые, исторические, рекрутские, солдатские, любовные, духовные.
Региональная специфика песенного фольклора Петербургского региона раскрывается во взаимопроникновении северно-русских и фино-угорских традиций: в укоренении текстов одной этнической традиции в музыкальном материале другой; в преобразовании ладово-интонационных особенностей одной традиции под влиянием другой.
В настоящее время в Петербургском регионе наблюдается своеобразный фольклорный «ренессанс»: практически в каждом населенном пункте действуют центры по изучению и сохранению песенных традиций, появились новые формы праздников, культурных традиций разных этнических групп, проживавших на территории Петербургского региона, элементы фольклорной традиции становятся неотъемлемым компонентом праздничной культуры. Эти процессы демонстрируют тенденции культурной самоидентификации в условиях полиэтничности Петербургского региона.