Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых технологий в современном уроке музыке

Наливайко Марина Анатольевна
Как известно, игра  в младшем школьном возрасте является основным и естественным видом деятельности. Она организует силы ребенка, приносит радость, активизирует творческие способности. Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются: эмоциональность, стремление к  массовым действиям, склонность к подражанию. Поэтому основным методом обучения  детей начальной школы является игровой.
 Главной задачей для меня стало создание на уроке ситуации творчества, которая может быть реализована   через игру.
 Начала я с изменения пространства в музыкальном кабинете.  Количество парт по рядам распределила так:  7  2  7. Таким образом, в классе появилось место и для подвижных игр, танцевальных импровизаций и для выступления классного хора.
Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле.
Хлопки, щелчки, притопы - целый набор ударных, мы носим всегда с собой.
1.Полифоническое остинато. (К.Орф).
Подготовка к игре. Ритмическое эхо: учитель - дети. Дети повторяют за учителем разные ритмы, используя звучащие жесты.
а) Дети безостановочно (остинатно) повторяют 1-ю ритмическую фразу с использованием звуковых жестов:
  1.  
Следующая задача - не сбиться:
-вместе с учителем;
-самостоятельно, учитель корректирует, руководит динамикой, пробуем слова проговаривать про себя;
-учитель «путает»: импровизирует ритм и звуковые жесты;
-учитель начинает исполнять 2-ю ритмическую фразу:
«Меняет свой наряд».
Учитель: Молодцы те, кто не сбился. Кто может сказать, какие слова я говорила? Кто может повторить движения?
      Работаем со  2-й фразой.
 б) Класс делится на 2 команды. Можно на местах за партами, можно встать в два круга. Если разделиться по принципу мальчики – девочки, проще контролировать выполнение следующего задания.
У каждой команды своя фраза + звуковые  жесты: девочки - «Осень –модница», мальчики - «Меняет свой наряд».
Дирижер (учитель или ученик) «включает» и «выключает» команды. Добиваемся реакции на дирижерский жест, синхронности исполнения в команде,  скоординированности 2-х ритмических блоков в единой пульсации.
Когда получилось удовлетворительно, можно поменяться партиями.
г) Перемещение команд в пространстве. Создание целостной речедвигательной композиции.
Учитель: Теперь усложним задание. Начнем по - очереди в своих командах. Когда я скажу: «Расходимся!», вы, продолжая исполнять свою фразу, начинаете ходить по классу. Желательно не ходить друг за другом или по кругу, не сталкиваться, а использовать все пространство класса и не скапливаться в одном месте. Старайтесь не сбиться со своей партии и одновременно пытайтесь замечать, что происходит вокруг. Когда я скажу: «На свои места!», вы потихонечку возвращаетесь в свои круги. Побеждает та команда, которой удалось до этого момента не сбиться со своей партии (а не та, которая быстрее вернется на место). Закончим на кульминации: все громче и громче до предела (можно сделать затухание).
Результат: происходит  развитие внимания, координации, творческого мышления, метро - ритмического чувства, полифонического слуха, развитие чувства пространства, чувства времени, чувства коллектива, сплочение коллектива. Детям дается возможность удовлетворить свою потребность в движении.
2. Ритмическая импровизация « Играем – молчим».
Дирижер «включает» и «выключает» (весь класс и по группам).
Учитель: поет любую простую мелодию на данные слова: «Слышишь, час настал: это Петя заиграл». Учитель поёт, инструменты молчат.
Ученик:  ритмическая импровизация для тех, кого назвали, в данном случае импровизирует  Петя.
Называть можно:  инструменты, мальчики – девочки, детали внешности и одежды, кто что любит, умеет, хочет, когда родился, отдельных учеников и весь класс вообще и т.д.  Например: «Слышишь, час настал: это кто родился в марте тот заиграл».
3.Передай песенку по кругу.
Дети становятся в круг и сольно исполняют по одной музыкальной фразе, следуя по направлению круга, при этом переход  хода  можно сопровождать передачей какого-либо предмета (флажок, цветок).
Результат: развиваются навыки сольного пения,  происходит закрепление навыка правильного и свободного пения.
4. Танцевальные импровизации.
Учитель с учениками проговаривает  характерные особенности танца. Например, «Вальс  из балета П.И. Чайковского  «Спящая красавица» (фрагмент): плавный, кружащийся, исполняется на счет раз, два, три.  Не забыть подчеркнуть, что это фрагмент балета, поэтому можно танцевать на носочках, делать небольшие прыжки.  Можно использовать дополнительные средства: ленты, легкие и прозрачные платки. Учитель тоже  принимает участие в импровизации и танцует вместе с детьми.
Результат:  в музыкально-двигательных упражнениях  ребенок  одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения  исходя из характера, темпа, ритма, тембра произведения.
5. «Музыка дождя».
Необходимые  тембровые эффекты для имитации звука дождя:
а) ладошка трется об ладошку-эффект мелкого, спокойного дождя (р);
б) поочередное щелканье пальцами как «кастаньеты» - эффект крупных капель;
в) поочередное хлопанье руками по коленям – эффект сильного дождя, темп  и динамика хлопков увеличивается (от mp до ff);
г) прыжки - имитация грома: один на f, другой на р.
Учитель, руководя  процессом, мысленно делит исполнителей на 3 сектора. Дети стоят в центре класса, в 2-3 ряда, как в хоре.  При помощи дирижерских жестов учитель вводит тембровые эффекты, каждый раз импровизируя с динамикой, темпом и меняя очередность вводимых элементов. Постепенно роль учителя может заменить ученик.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»