Педагогическая поддержка развития эстетических
эмоций младших школьников на уроках музыки
Савченко Надежда Сергеевна
Помимо интеллектуальной направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Проводя большую часть своего времени возле телевизоров, компьютеров, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно способность понимать другого человека, тонкость душевной жизни, чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время творчески проявлять себя в этом мире - все то, что может принести художественное развитие, - способствует воспитанию целостности личности. Воспитание эстетических эмоций создает своеобразный иммунитет против бездуховности и эмоциональной бедности.Превращаясь в сознании младших школьников в средство более глубокого освоения действительности, эстетические эмоции эффективно воздействуют на нравственные взгляды и убеждения личности. К.Д. Ушинский пишет о том, что эстетическое чувство и нравственное чувство трудно получить в отдельности вследствие их взаимосвязи и связи с другими духовными качествами личности. В.А. Сухомлинский, в свою очередь, подчеркивает мысль о том, что без понимания и переживания музыки, без глубокой потребности слушать музыку и получать от неё наслаждение невозможно познание мира чувств, которое возвеличивает, возносит, облагораживает.
Перед школой, как одного из основных социальных институтов, стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развитие учащихся. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта.
При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение учащихся ко всему богатству человеческой культуры.
Обращаясь к историческому опыту воспитания подрастающего поколения, мы обнаруживаем, что дети находились в постоянном контакте с художественным творчеством в его естественных бытовых условиях и осваивали народный музыкально-поэтический язык в процессе приобретения жизненного опыта. Музыкально-поэтический фольклор, народные песни служили средством общения в процессе трудовой, обрядовой, ритуальной и эстетической деятельности. Музыкальные игры готовили их к взрослой жизни и развивали музыкальный слух, ритм, память, голос, пластику, вкус, творческие способности, физические возможности.
Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Однако, во все времена, обращали внимание на то, что музыкальные занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно. Без музыки невозможно развитие полноценной личности.
В последние годы наблюдается недооценка и принижение роли ценностей культуры и искусства в жизнедеятельности человека. В значительном количестве современных российских школ отсутствует дух высокой музыкальной культуры, атмосфера художественного творчества, воспитывающая и развивающая музыкальная среда, а некоторые школы просто отказываются от предмета «музыка» ссылаясь на то, что в этом предмете нет необходимости, по предмету «музыка» нет единого государственного экзамена.
Освоение музыкального языка в младшем школьном возрасте строится в таких формах общения, где закладываются стиль жизни ребенка, манера его поведения, внешний облик, несущий в себе отпечаток определенной культурной традиции. Примером такой традиции может служить воспитание русского дворянства, но не в подражании внешним особенностям поведения, что всегда выглядит фальшиво, а в формировании органичного единства этических и эстетических норм. Сегодня школа должна так обучать и воспитывать молодых людей, чтобы элитой стало не меньшинство, а большинство нации.
Таким образом, роль музыкального искусства в воспитании развивающийся личности трудно переоценить. Музыкально-эстетическое развитие личности необходимо для фундаментального воспитательного процесса, в основе которого лежит развитие личности.
Перед общеобразовательной школой стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Выполнение этой задачи во многом зависит от единой системы эстетического воспитания в первых звеньях школьного образования – в детском саду и начальных классах школы.
Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой продолжается дальнейшее целенаправленное систематическое музыкально-эстетическое воспитание и обучение.
Музыкальное искусство – это и специфическая форма отражения действительности средствами звуков, и форма общения людей. Эта коммуникативная функция музыки имеет особое значение при организации музыкального воспитания и обучения детей.
Пристрастие к музыкальному искусству, восхищение звуками музыкальных инструментов, очарование мелодией в детстве способствуют внутреннему накоплению эмоциональных впечатлений, эстетического опыта, творческой потребности общения с музыкой, о чем свидетельствуют приводимые выше примеры. Все это, в свою очередь, становится основой воспитания эстетических эмоций.