Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока музыки для 2 класса

Русские народные инструменты
(по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Пилипас Инна Александровна 

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Музыка

Класс

2

Тип урока

Урок - игра.
 

Тема урока

Русские народные инструменты.

Цель

Формирование представления о значении фольклора в жизни каждого народа, знакомство с музыкальными инструментами, с составом оркестра русских народных инструментов, воспитание любви к народной музыке.
 

Проблема урока

Какие русские народные инструменты вы знаете?

Планируемые  результаты

Предметные результаты

Научаться называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты; разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», передавать настроение музыки и его изменение; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
 

Личностные результаты

Реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного танца, игры, музицирования; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
 

Метапредметные УУД

регулятивные – обдумывать замысел и реализовывать его в исполнении; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
познавательные – использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
коммуникативные – координируют и принимают различные позиции во взаимодействии; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Основное содержание темы, понятия и термины

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Пляска. Хоровод. Песня-игра. Песня-диалог. Русские народные песни. Гармонь. Балалайка. Ложки. Народная музыка.

Образовательные ресурсы

Учебник Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка 2 класс», учебник c. 54-59; детские музыкальные инструменты; плакаты с изображением русских народных инструментов; презентация «Русские народные музыкальные инструменты».
 

Музыкальный материал

Народные песни-колядки, «Калинка» (р.н.п.), «Плясовые наигрыши», «Светит месяц (р.н.п.), «Камаринская» (р.н.п.), «Камаринская» М. Глинки, «Камаринская» П. Чайковского, «Выходили красны девицы» (р.н.п.), «Бояре, а мы к вам пришли» (р.н.п.), «Калинка» (р.н.п.).

Формы работы

Фронтальная
Индивидуальная
Групповая

 
Технология изучения

Этапы
урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный
 

 
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
 
 
 
 
 
 
 

 

 
Приветствие учащихся.
 
Добрый день, добрый день,
Говорим мы каждый день.
Этими словами здороваемся с вами.
 
- Проверим готовность к уроку.
- Вы можете преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем  себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- У вас на столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

 
Приветствуют учителя.
 
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
 
Обучающиеся высказывают свои предположения.
 
 
 
 
Выполняют задание учителя.

Постановка учебной задачи

 
Метапредметные (УУД):
 
регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя;
 
познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
 
коммуникативные: владеют диалогической формой речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
- Кто сочиняет музыку?
 
- Какую музыку сочиняет народ?
 
- Какие народные песни мы уже исполняли?
 
- Много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен, и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями и певцами.
 
Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу.

 
Отвечают на вопросы.
 
 
Слушают учителя.
 
 
 
 
 
 
 
Читают тему урока и формулируют учебную задачу.

Усвоение знаний и способов действий.

 
 
 
 
 
Метапредметные (УУД):
регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности;
познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
Предлагает прочитать стихотворение Геннадия Серебрякова в учебнике на стр. 54.
- Какие народные инструменты упоминаются в стихотворении?
- Как вы понимаете выражение «С песней на Руси родились»?
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 55.
- Назовите народные инструменты, на которых играют музыканты. Какие еще русские народные инструменты вы знаете?
Предлагает прослушать русскую народную песню «Светит месяц» в инструментальном исполнении
- Понравилась музыка?
- Как она звучала?
- Звучание каких музыкальных инструментов вы сейчас слышали?
- Внимательно посмотрите на плакат и перечислите, какие русские народные инструменты входят в оркестр.
- Как можно назвать такой оркестр?
- А хотите сами поиграть в оркестре?
- Сейчас мы поиграем на воображаемых инструментах. 1-й ряд будет играть на гармонях, 2-й ряд – на балалайках, 3-й ряд – на ложках.
Предлагает послушайте плясовые наигрыши.
Звучат плясовые наигрыши.
- Подберите к ним музыкальные инструменты, которые помогут подчеркнуть их характер.
- Исполните ритмическое сопровождение, изменяя его при повторении мелодии.
- Послушайте и сравните «Камаринскую» М. Глинки и П. Чайковского. В чем их сходство, а в чем различие?
Звучат «Камаринская» М. Глинки и П. Чайковского.
 

 

 
Выразительно читают стихотворение.
 
- Дудки, гусли.
 
Объясняют смысл выражения.
 
Рассматривают иллюстрацию, называют народные инструменты, изображенные на ней.
 
Слушают русскую народную песню «Светит месяц».
 
 
- Задорно, быстро, ярко.
- Балалайки, гармонь, ложки, барабан.
 
 
Показывают народные инструменты.
 
- Оркестр народных инструментов.
 
Играют на воображаемых инструментах: гармонях, балалайках, ложках.
 
Слушают плясовые наигрыши. Подбирают к ним музыкальные инструменты. Исполняют ритмическое сопровождение.
 
 
 
 
Слушают и сравнивают «Камаринскую» М. И. Глинки и П. И. Чайковского.

 

 
Познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; взаимодействуют в процессе коллективного воплощения образа песни; формулирую собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.
Личностные: овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Произведения народного творчества издавна принято называть фольклором. Что означает «народная мудрость».
Организует работу с учебником.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 58-59.
- Разыграйте песню «Выходили красны девицы».
- В сопровождении каких народных инструментов можно исполнять эту песню?
- Исполните эту песню в сопровождении русских народных инструментов.
Звучит русская народная песня «Бояре, а мы к вам пришли»
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести эту песню?
- Почему?
- Попробуем разыграть песню в форме диалога.
- Кто будет исполнять роли гостей и хозяев?
 Вспомним слова песни.
 
- А как бы мы могли украсить эту песню?
 
- Давайте выберем народные музыкальные инструменты, которые подойдут для исполнения.
 
- Какое хорошее настроение создают нам русские народные песни!
- Почему мелодии народных песен легко запоминаются?

 

 
Слушают учителя.
 
 
Рассматривают иллюстрации.
 
Разыгрывают песню.
 
 
Называют народные инструменты.
Исполняют песню.
 
 
 
Отвечают на вопросы.
- Это игровая песня.
- Здесь разговор двух групп – гостей и хозяев.
Делятся на две группы.
Разыгрывают народную игровую песню в форме диалога.
- Подыграли бы на музыкальных инструментах.
 
- Бубен, барабан, треугольник, ложки.
Исполняют песню, импровизируют на детских музыкальных инструментах.

 

Закрепление знаний и способов действий

 
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
коммуникативные: владеют диалогической формой речи.
 

 

 
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Какие русские народные песни мы исполняли?
- Какие народные песни бывают?
- Какой оркестр исполняет народную музыку?
- С какими русскими народными инструментами вы познакомились сегодня?

 

 
Отвечают на вопросы.

 

Рефлексия учебной деятельности
 

 
Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.
 
 

 

 
- Давайте послушаем себя, какое настроение у нас сейчас?
- На столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

 

 
Выполняют задание – тест.

Домашнее задание

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

- Нарисуйте любимые русские народные инструменты.
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

 

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

 
 ЛИТЕРАТУРА 

1. Критская Е.Д. Музыка. 2 класс [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г.П. Сергееева, Т.В. Шмагина. – М. : Просвещение, 2018. 
2. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы [Текст]: метод. пособие / Е. Д. Критская, Г.П. Сергееева, Т.В. Шмагина. – М. : Просвещение, 2016. 
3. Критская Е.Д. Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г.П. Сергееева, Т.В. Шмагина. – М. : Просвещение, 2018. 
4. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергееева, Е. Д. Критская, .В. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017. 
5. Музыка. 2 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергееевой, Т.В. Шмагиной /авт.-сост. Э.Н. Золотухина, Ж.В. Жукова.  – Волгоград: Учитель, 2015. 
6. Музыка. 2 класс [Текст]: технологические карты уроков по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергееевой, Т.В. Шмагиной /авт.-сост. Т.В. Никитина.  – Волгоград: Учитель, 2018.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»