Вокально-хоровая работа в младшем хоре
Гусева Светлана Михайловна,
учитель музыки гимназии № 343
Хоровое пение - один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе обучения у детей развиваются музыкальные способности- музыкальный слух, музыкальная память, воспитывается эмоциональная отзывчивость к произведениям.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средство мне только музыкального, но и эстетического воспитания.
Сама специфика хорового исполнительства требует, чтобы исполняемое произведение было грамотно разучено, решено в смысле художественного раскрытия его образа. Владение вокально- техническими навыками необходимо хоровому коллективу. Поэтому вопросы певческого воспитания должны быть поставлены в ряд важнейших вопросов учебно- репетиционной деятельности младшего хора.
Вокальная работа в детском хоре наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, как детский голос. В период его становления и развития с ним нужно обращаться очень бережно.
Детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста и развития. У детей младшего возраста, до 9-10 лет голос имеет «детское» звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, звук голоса нежный легкий.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При определении голоса, подборе репертуара это необходимо учитывать Практикой установлен наиболее типичный диапазон: до- ре первой октавы- ре второй октавы. Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А также различие в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.
Методы вокально-хоровой работы целиком опираются на методы профессионального обучения пению, которое в применении к детям приобретает особую специфику.
Учителю с первых занятий нужно обращать внимание на выработку основных певческих свойств голоса-звонкости, «полетности», которые являются главным источником красоты детского певческого звука. Чтобы научить детей естественному красивому хоровому пению, требуется привить им определенные певческие навыки: дыхания, артикуляции, звукообразования, звуковедения, фразировки, дикции. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
С первых же репетиций нужно приучать детей к свободному положению корпуса, головы, рук, ног. При пении нужно сидеть или стоять прямо, естественно. Детям нужно разъяснять, что неверная певческая установка ведет к быстрой утомляемости. Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным и свободным. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. Правильной певческой установки нужно добиваться на каждом занятии.
Известно, что основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению пением. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, не стоит предлагать детям много сложных и непонятных для них приемов и терминов.
Основное правило певческого дыхания – владение выдохом, что значит умение петь на задержанном дыхании (опора). Равномерное расходование дыхания зависит от правильного вдоха, который должен быть быстрым и бесшумным. При вдохе нельзя поднимать плечи и брать много воздуха.
Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании- первое требование к обучению в пении. Необходимо научиться петь legato.
На первых занятиях нужно познакомить детей дирижёрскими жестами- внимание, дыхание, вступление, снятие. Дети должны понимать значение жестов. Воспитание внимания к жесту приведёт к точному донесению задуманного дирижёром замысла произведения. Кроме того, чёткий жест дирижёра поможет хору выровнять строй во время исполнения, добиться хорошего динамического и унисонного ансамбля, умения одновременно начать и закончить пение произведения и его частей.
Руководитель хора сам должен показать, как нужно вступать, дышать, снимать по руке. Дети тренируются на простых упражнениях, следя за рукой дирижера. После того, как эти знаки будут освоены, можно предложить детям игру «в дирижера». Эта игра полезна тем, что активизирует каждого поющего, приучает следить за рукой дирижера.
На базе имеющихся навыков певческого дыхания прививаются навыки цепного дыхания.
Интенсивному развитию музыкального слуха способствует пение без сопровождения. Привычка петь всегда с сопровождением сдерживает развитие и возможности хора. Поэтому петь без сопровождения нужно с первых занятий. Свободное пение без сопровождения есть высшая ступень хорового исполнительства, к которой должен стремиться каждый коллектив.
При разработке проблемы вокально-технических навыков и средств их воспитания мы опираемся на следующие положения: без овладения техникой, специфическими выразительными средствами вокального искусства невозможно художественно исполнить произведения, передать замысел, содержания, художественный образ песни. При недостаточном внимании к содержанию произведения процесс обучения пению превращается в дрессировку. Музыка, ее содержания должны обуславливать формирование исполнительской вокальной техники на каждом этапе развития учащегося.
Становление любого вокально- хорового навыка требует много терпения и сил. И чтобы эта работа была более увлекательной и разнообразной, приносила удовлетворение и радость, нужно использовать игровые приемы на занятиях. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания певческих навыков.
Основная задача первоначального обучения- воспитание умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. На занятиях хора техническая работа должна сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, и тогда у детей разовьются не только певческие навыки, но и музыкальный вкус, и художественные представления. Главное – чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием, выявляя свою вокальную идивидуальность.