Развитие музыкальных способностей младших школьников
Гусева Светлана Михайловна,
учитель музыки гимнази
№ 343 Санкт-Петербурга
учитель музыки гимнази
№ 343 Санкт-Петербурга
Музыка может оказывать воспитательное и развивающее воздействие только в том случае, если ребенок подготовлен к ее восприятию, и у него развиты такие свойства и качества личности, которые будут помогать ему понять звучащее произведение, узнать его эстетическую ценность. Поэтому важную роль здесь играют музыкальные способности, их формирование и развитие. Это сейчас становится одной из главных задач приобщения детей к настоящим художественным ценностям. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено еще тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, закладывается фундамент будущей музыкальной культуры ребенка.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимыми для успешных занятий и определяется самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б. М. Теплов.
Б. М. Теплов выделяет следующие три основных признака понятия «способность»:
Способности — индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.
Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Основные музыкальные способности определяют способности детей для конкретного вида деятельности, Н. А. Ветлугина к таковым относила чистоту певческой интонации, пластичность, изящество ритмических движений, согласованность движений при игре на музыкальных инструментах, способность творческого воображения при восприятии музыки, способность к песенному, музыкально-игровому и танцевальному творчеству и так далее.
Развитие музыкальных способностей младших школьников требует определенной системы в работе учителя. Учитель должен очень тщательно подбирать музыкальный материал и специальные упражнения для развития музыкального слуха детей. При выборе задания нужно не только преследовать определённую учебно-воспитательную цель, но и ясно представлять какое развитие получит внутренний музыкальный слух, внимание и воображение ребенка. У младших школьников чрезвычайно необходимо развить навыки вслушивания в музыку.
Основные слуховые представления, которые являются базой первоначального музыкального обучения — это представления звуковысотности и направления движения мелодии. Учитель уже в 1 классе дает задания на различение на слух звуковысотности и мелодического движения.
Кроме звукорядов хорошим материалом являются народные попевки. При подборе попевок учитывается последовательность развития музыкального восприятия детей и расширение круга их слуховых представлений.
Кроме того, полезно тренировать музыкально0 ритмические представления. Развитие метроритмического чувства детей требует специальных тренировочных заданий. Дети могут в такт музыки хлопать притопывать, подпевать.
Для развития ладового чувства большие возможности дает метод сольминизации (релятивный). Поскольку важной исполнительской деятельностью школьников является хоровое пение, то этот метод позволяет быстрее и легче овладеть певческими навыками, так как в их основе лежат ладово-интонационные представления.
В процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.
Такого же внимания заслуживает и развитие у детей умения слушать музыку. Важно сформировать у школьников навыки музыкального восприятия, развить художественный вкус, у детей по мере занятий должен накапливаться музыкальный багаж.
Опорой и помощью музыкальному восприятию служит вступительное слово о том музыкальном произведении, которое дети будут слушать. Это особенно важно в отношении младших школьников.
Беседа о музыкальном произведении и его анализ в доступной для учеников форме требует от учителя музыкальной культуры, умения популярно и понятно охарактеризовать образы и выразительные средства. Важно, чтобы слушание музыки не носило развлекательный характер. Когда слушается вокальное или хоровое произведение, то литературный текст поясняет общий характер музыки. Инструментальная музыка без соответствующего разъяснения остается непонятной для детей.
Вступительная беседа перед слушанием музыкального произведения создает психологическую установку и направляет внимание.
Основные виды музыкальной деятельности все время обогащаются, особенно с появлением современных технологий. Таким образом, сегодня развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности в воспитательной работе.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимыми для успешных занятий и определяется самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б. М. Теплов.
Б. М. Теплов выделяет следующие три основных признака понятия «способность»:
Способности — индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.
Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Основные музыкальные способности определяют способности детей для конкретного вида деятельности, Н. А. Ветлугина к таковым относила чистоту певческой интонации, пластичность, изящество ритмических движений, согласованность движений при игре на музыкальных инструментах, способность творческого воображения при восприятии музыки, способность к песенному, музыкально-игровому и танцевальному творчеству и так далее.
Развитие музыкальных способностей младших школьников требует определенной системы в работе учителя. Учитель должен очень тщательно подбирать музыкальный материал и специальные упражнения для развития музыкального слуха детей. При выборе задания нужно не только преследовать определённую учебно-воспитательную цель, но и ясно представлять какое развитие получит внутренний музыкальный слух, внимание и воображение ребенка. У младших школьников чрезвычайно необходимо развить навыки вслушивания в музыку.
Основные слуховые представления, которые являются базой первоначального музыкального обучения — это представления звуковысотности и направления движения мелодии. Учитель уже в 1 классе дает задания на различение на слух звуковысотности и мелодического движения.
Кроме звукорядов хорошим материалом являются народные попевки. При подборе попевок учитывается последовательность развития музыкального восприятия детей и расширение круга их слуховых представлений.
Кроме того, полезно тренировать музыкально0 ритмические представления. Развитие метроритмического чувства детей требует специальных тренировочных заданий. Дети могут в такт музыки хлопать притопывать, подпевать.
Для развития ладового чувства большие возможности дает метод сольминизации (релятивный). Поскольку важной исполнительской деятельностью школьников является хоровое пение, то этот метод позволяет быстрее и легче овладеть певческими навыками, так как в их основе лежат ладово-интонационные представления.
В процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.
Такого же внимания заслуживает и развитие у детей умения слушать музыку. Важно сформировать у школьников навыки музыкального восприятия, развить художественный вкус, у детей по мере занятий должен накапливаться музыкальный багаж.
Опорой и помощью музыкальному восприятию служит вступительное слово о том музыкальном произведении, которое дети будут слушать. Это особенно важно в отношении младших школьников.
Беседа о музыкальном произведении и его анализ в доступной для учеников форме требует от учителя музыкальной культуры, умения популярно и понятно охарактеризовать образы и выразительные средства. Важно, чтобы слушание музыки не носило развлекательный характер. Когда слушается вокальное или хоровое произведение, то литературный текст поясняет общий характер музыки. Инструментальная музыка без соответствующего разъяснения остается непонятной для детей.
Вступительная беседа перед слушанием музыкального произведения создает психологическую установку и направляет внимание.
Основные виды музыкальной деятельности все время обогащаются, особенно с появлением современных технологий. Таким образом, сегодня развитие музыкальных способностей должно стать одним из важных направлений педагогической деятельности в воспитательной работе.
Список литературы.
1. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сост. А.Л. Готсдинер. М.: Музыка, 1980.
2. Вазлеев В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — 414 с
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
2. Вазлеев В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — 414 с
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.