Освоение русской традиционной вышивки в системе
художественно-эстетического образования школьников
Зиновьева Анастасия Викторовна,
учитель ГБОУ СОШ №453
им. С. Жукова Санкт-Петербурга
В последнее время возрос интерес к наследию русского народного искусства, в том числе к вышивке. В нашу жизнь начинают возвращаться изделия крестьянского быта, художественные достоинства которого неоспоримы. Современные ФГОС устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям. В Концепции прямо говорится о необходимости опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох в целях воспитания личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Поэтому одной из задач современной педагогики является изучение, сохранение и восстановление исчезающих видов русского народного искусства. Этнокультурное, технико-технологическое и другие направления программы по технологии реализуются за счет конкретных видов практических работ и соответствующей им информации в рамках содержательных блоков. Региональный компонент реализуется через содержание и виды работ, характерные для той или иной местности. Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающаяся технологическим разнообразием и богатством узоров. Изучение русской народной вышивки на уроках ИЗО и технологии в контексте освоения национально-регионального компонента - верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.
Для разработки педагогических условий освоения русской народной вышивки я проанализировала ряд УМК по ИЗО и технологии для начальных классов.
В УМК Конышевой Н. М. вышивка изучается с 1 класса, где дети знакомятся с видами ниток и техникой работы с иглой. Во 2 классе при изучении раздела «Мастер учится у мастеров» учащиеся обучаются технике выполнения швов «вперед иголку» и «через край» при изготовлении «Салфетки с бахромой» и «Декоративной игольницы». В 3классе знания о видах швов у детей расширяются. Ребята знакомятся со швом «строчка», так же обучаются технологии выполнения «стебельчатого шва». Именно при обучении вышивания «стебельчатого шва» учащимся первый раз дают развернутое понятие «вышивка». В 4 классе вышивка представлена как часть народного искусства. В разделе «Мастера и подмастерья» учащиеся обучаются технике вышивания «петельного шва» и шва «козлик» и выполняют закладки из ткани с вышивкой по народным мотивам. Дети знакомятся с орнаментами русской вышивки, её особенностями и значением.
Анализ УМК под редакцией Т.М. Геронимус показал, что изучение русской народной вышивки представлено только с позиций технико-технологических подходов: дети получают начальные азы вышивания, знакомятся технологией швов: «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «мережка».
В УМК под редакцией Н. И. Роговцевой, начиная с 1 класса, дети изучают раздел «Учимся шить», на который отводится 2 часа. Ученики знакомятся с правилами работы с иглой. Осваивают строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Во 2 классе ребята знакомятся с русским народным костюмом. Они ищут и отбирают информацию о национальной одежде. Сравнивают и находят общее и различное в женском и мужском костюмах. Исследуют особенности национального костюма своего края и определяют его характерные особенности (цвет, форма, способы украшения). Моделируют народные костюмы аппликативно. Сначала, при изучении темы «народный костюм» изготавливаются изделия из бумаги: аппликация «Костюм Ани и Вани». Затем, изготавливая «Кошелёк» и «Салфетку», переходят к технологии вышивания.
УМК О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой в 1 классе 4 четверти дети изучают раздел «Учимся шить», где узнают о видах нитей для вышивания и осваивают технику «прямого стежка». Во 2 классе с детьми проводится беседа на тему «Народная вышивка», на которую отводится половина урока, остальная половина идет на изучение технологии вышивки прямыми строчками. Всего на вышивку, в данном классе, отводится 2-4 часа. В 3 классе ребята изучают вышивку крестиком. Дети осваивают технологию вышивания «крестом», цветовое и композиционное решение вышивки. В 4 классе в разделе «Изготавливаем и вышиваем куклу» учащиеся изготавливают куклу, одежду для нее. Учатся украшать одежду вышивкой.
УМК под редакцией Шпикаловой Т.Я. (издание 2012 г.) – наиболее интересный по нашему мнению комплект для освоения народных художественных традиций и в частности русской народной вышивки. В 1 классе учащиеся изучают разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Простейшие виды швов: шов «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка» и шов «за иголку». Вышивают салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров. То есть уже в первом классе дети знакомятся с понятием русская народная вышивка. Во 2 классе продолжается процесс ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежды. Учащиеся изучают богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Швы: петельный, стебельчатый, их назначение. Приемы вышивки изделий петельным и стебельчатым швами (сумочка, платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция - монограмма - как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой (стебельчатый шов). Разработка эскиза монограммы, перевод ее на ткань способом «на просвет». Освоение стебельчатого шва (украшающий шов по свободному контуру, по наводу). Отделка краев изделия бахромой, петельным швом. В 3 классе знания о народной вышивке углубляются и систематизируются. Дети изучают особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России, изделия народных мастеров родного края. Осваивают технику традиционной вышивки тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»). Изучают мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии. В 4 классе знания о вышивки обобщаются и углубляются: изучаются и сравниваются мотивы и символика северной и южной вышивки. Изучается традиционная технология вышивки «набор», ее варианты, использование в дизайне праздничной упаковки.
УМК «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т.Я. - составная часть художественно-эстетического и технологического образования, которое помогает каждому ученику освоить этнокультурные и человеческие ценности, что способствует формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов. Синхронное построение учебных тем на уроках ИЗО и технологии дает возможность получить полное и яркое представление о народном искусстве, народной вышивке. По программе Т.Я. Шпикаловой на уроках ИЗО дети изучают традиционную вышивку разных народов. Во 2 классе учащиеся изучают народный костюм, знакомятся с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор - корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана - вышивкой. У второклассников формируются художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию. В 3 классе учащиеся изучают тему «В каждом посаде в своем наряде». Они расширяют знания о русском народном костюме, сравнивают с современной одеждой. Так же в учебнике ИЗО 3 класса много тем связанных с народным творчеством: «Цветы России на Павловских платках и шалях», «Каждая изба удивительных вещей полна», «Двор, что город. Изба, что терем». Эти темы затрагивают искусство вышивки русского народа, рассказывают о вышивке на предметах быта, а не только костюма. В 4 классе учащиеся изучают раздел «Основы народного декоративно – прикладного искусства», на который отводится 16 часов. При изучении данного раздела у учащихся формируются представления о символике народного орнамента, образах мироздания - древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Синхронное построение учебных тем на уроках ИЗО и технологии дает возможность получить полное и яркое представление о народном искусстве, народной вышивке. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Вышивка органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека, формирует представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нем, формирует эстетическую оценку предметов и явлений.