Графическая культура и развитие пространственного мышления учащихся
Павлова Наталья Владимировна
Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.Современные условия делают необходимыми элементами общей человеческой культуры определённый объём графических знаний, владение характерными для этого методами, знакомство со специфическим языком. Помимо этого, все большую актуальность приобретает ориентация процесса обучения на формирование активной творческой личности. Перед педагогической наукой и практикой ставится задача совершенствования с этих позиций общеобразовательной и профессиональной школы. Всё это требует решения таких актуальных проблем, как развитие мышления, совершенствование практических умений и навыков школьников и т. п. В этом ряду важное место занимает и проблема формирования и развития пространственных представлений учащихся. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
Отсутствие в перечне изучаемых школьниками предметов предмета черчения говорит либо о непонимании реформаторами школьного образования его значения, либо о продуманном отчуждении целого поколения от «языка техники» — чертежа. Такое осознанное или бессознательное движение к лишению самостоятельности предмета уже привело к катастрофическому снижению уровня пространственного, технического, конструкторского и, наконец, творческого мышления молодых россиян. Способность мыслить пространственными образами является одной из важнейших человеческих способностей.
Полноценно освоить науку пространственных изображений возможно только при достижении ребенком определенного возраста. Это возраст подростка. Именно он является наиболее благоприятным для оперативности, динамичности, подвижности, широты и полноты оперирования пространственными образами. Поэтому совершенно логично именно в этот период введение школьного предмета, предполагающего работу с формой. Именно в подростковом возрасте мальчиков, да и девочек начинает привлекать техника. И это самый сенситивный период в развитии пространственного мышления подростка.
Вся деятельность пространственного мышления при работе с наглядным материалом направлена на формирование обобщенных пространственных представлений.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.).
В современной психологии понятие пространственных представлений связывается с понятием образа объекта или явления, который возникает в результате восприятия. При этом большое внимание уделяется зрительным образам, так как их информационная ёмкость особенно велика. Они позволяют мгновенно схватывать отношения между реальной и представляемой ситуацией. Пространственные представления являются целостными субъективными образами пространственных объектов или явлений, которые отражены и закреплены в памяти на основе восприятия наглядного материала в процессе деятельности. Тогда формирование и развитие пространственных представлений можно рассматривать как процесс создания образов и оперирование ими.
Такой взгляд на пространственные представления был взят за основу многими учёными-методистами при разработке методики формирования и развития пространственных представлений обучаемых (А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов, Е.А. Василенко, С.А. Анненков, Н.О. Севастопольский, Н.Г. Преображенская). Под пространственными представлениями они чаще всего понимают образ той или иной пространственной (геометрической) конфигурации, отношения между ее элементами. Процесс формирования и развития пространственных представлений характеризуется умением мысленно конструировать пространственные образы или схематические конфигурации и изучаемых объектов и выполнять над ними мыслительные операции, соответствующие тем, которые должны быть выполнены над самими объектами.
В средних классах, когда изучение черчения подразумевает наличие у школьников элементарных навыков пространственного воображения, происходит “осечка” — учителя сталкиваются с тем, что их ученики не умеют читать изображения пространственных фигур, плоский чертеж не воспринимается ими объемно. Они не в состоянии определять соотношения между отдельными элементами изображения, мысленно изменять их взаимное расположение, расчленять фигуру на части или “склеивать” ее из имеющихся частей.
Низкий уровень пространственного воображения учеников требует большей наглядности при решении графических задач. Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Создание графических образов или графическое моделирование необходимо не только для успешного обучения основам наук, но и имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской, технической деятельности, реализуется в повседневной жизни.
Подводя итоги, следует отметить, что процесс формирования пространственного образа объекта является достаточно сложным процессом. На него влияет много факторов как объективных (недостатки наглядных моделей, трудность самого процесса объективного восприятия действительности), так и субъективных (активность обучаемого, его внимательность, сформированность пространственных представлений и т. д.). Возникает необходимость разработки эффективной методики формирования пространственных образов, которая свела бы до минимума негативное влияние вышеназванных факторов.